Танец рыцарей«Я был хозяином замка» — лента известного французского режиссера Режиса Варнье, снятая по мотивам книги Сьюзен Хилл «Я в замке король», повествующей о сложностях подростковых взаимоотношений.
Вдали от шума городов и цивилизации, в старинном замке живет стареющий господин Брио с маленьким сыном Томом. Недавно их дом посетила смерть, отобрав у господина Брио жену, а у Тома — мать. Посчитав, что мальчику нужна женская забота и общение, Брио нанимает гувернантку, которая также в одиночку растит сына Шарля, ровесника Тома. Господин Брио искренне надеется, что их дети подружатся, и его сын перестанет чувствовать себя несчастным и одиноким. Но все происходит иначе. Эгоистичный Том считает появление Шарля покушением на его личную территорию, покушением на любовь к нему отца, и предпринимает меры… Между мальчиками вспыхивает непримиримая вражда, приводящая порой к самым непредсказуемым последствиям. Тем временем между господином Брио и мадам Вернье возникает взаимное притяжение, со временем перерастающее в любовь. И это обстоятельство лишь углубляет взаимную неприязнь мальчиков.
«Ты — бедный. Ты должен мне подчиняться». Эти слова повторяются не раз, давая понять зрителю, что даже в ХХ веке проблема «богатый-бедный» не потеряла своей актуальности, хоть и немного потрепалась ветрами революций. Здесь социальное неравенство — один из методов унизить и оскорбить противника, который, впрочем, сопротивляется и начинает оказывать противодействие.
«Твоя мать — проститутка». В этом фильме детское восприятие мира соединяется с изощренной жестокостью, а ревность и нежелание делить «своего» родителя оказываются одним из основных мотивов для продолжения борьбы. Каждый из родителей, в свою очередь, оказывается вовлечен в войну между Томом и Шарлем, отчего взаимоотношения взрослых усложняются и драматизируются.
Еще одним мотивом борьбы между мальчиками является потребность доминировать. Естественное для подростка желание самоутвердиться в этой ленте становится для героев едва ли не жизненной необходимостью. Изнеженный, с извращенной фантазией домашний тиран Том и простой, но сильный телом и духом Шарль — кто из них окажется сильнее, кто из них — «хозяин замка»?..
Наблюдая за разворачивающейся на экране драмой, зритель не просто следит за внезапными поворотами сюжета, нет, он вынужден задаваться вопросом: откуда у 12-летнего Тома появились такие идеи и такие желания? Что сформировало извращенное мышление Тома — родительское воспитание, окружение или же он с рождения таков, потомок старинного аристократического рода?..
Минималистичное оформление картины — приглушенные акварельные цвета и отсутствие ненужных звуковых эффектов — не отвлекает от происходящего, концентрируя внимание на достойной актерской игре. Кастинг действительно очень хорош: юные актеры справились со своими сложными образами безукоризненно. Они заставили поверить в переживания своих героев и их душевные метания, ничуть не уступив своим взрослым коллегам в лице Жана Рошфора и Доминик Блан, которые здесь сумели остаться на втором плане.
Явным недостатком картины является не слишком высокий градус напряжения. Слишком спокойный темп повествования и чересчур стандартная для такой многообещающей истории операторская работа оставляют зрителя вне самой истории, и ожидаемого накала эмоций так и не случается.
«Танец рыцарей» Прокофьева символично звучит в начале и в конце фильма. Война между Томом и Шарлем также носит черты рыцарского поединка, пусть и с подлыми приемами вроде бросания песка в глаза. Но Режис Варнье этой историей, происходящей на фоне стен готического замка и вековых деревьев, символизирующих замкнутость пространства и безысходность, не только показывает зрителю драму взаимоотношений, но и поднимает всегда актуальные социальные и философские вопросы, отвечать на которые зрителю предстоит уже самостоятельно.