Жизнь есть смерть, а смерть есть жизнь.«Ушедшие» ( ???)фильм 2008 года, режиссер Ёдзиро Такита. Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
Говоря о современно кинематографе в Японии, сложно представить себе многоуровневую сложную драму, в которой зритель не сидит и не льет слёзы. Гипертрофированные эмоции свойственны не только аниме (японским мультфильма) и дорамам (азиатские сериалы), но и полнометражным картинам.
Почти в каждом азиатском фильме, имеющем тэг «драма», всегда обязательно кто-то умирает, а иногда умирает, но потом спасается вопреки логике.
Своеобразная «любовь» к смерти главного героя у японцев объяснима: если человек в течение жизни претерпевает мучения, издевательства и в итоге умирает, то значит, в следующей жизни все будет чудесно и радостно. Потому смерть героя воспринимается философски, но платки к концу киносеанса все ж таки увлажняются. Интересно,, что для японца — такой платковый исход является одним из главных критериев оценки фильма: чем сильнее эмоциональный накал, чем больше слез и бабьих криков, тем лучше. Конечно, нужно понимать, что речь идет о среднестатистическом японце, который не смотрит ни Линча, ни Шванкмайера, ни Бергмана.
А вот когда в прокат выходит фильм, в котором ни слёз, ни бабьих криков, то японская аудитория испытывает 100% когнитивный диссонанс.
Стоит отдать должное тем режиссерам, которые не боятся уходить от канонов и стереотипов, в которых погряз азиатский кинематограф, ведь такой шаг может и вовсе провалить картину на востоке. И, кто знает, сколько шедевров Европа потеряла за эти десятилетия.
Ёдзиро Такита, мало кому известный режиссер, как в Японии, так и за рубежом, выпустил свой фильм в 2008 году — не смотря на то, что премьера прошла удачно, особого отклика она не получила.
Но вот с момента выдвижения картины на «Оскар», ситуация резко изменилась. Отмечу, что последний японский оскароносец был Хаяо Миядзаки еще в далеком 2003 году.
Так что же такого в этом фильме? Кто такие «Ушедшие»? И почему я вообще о нем пишу:)?
Сперва уважим Ёдзиро.
Творческий путь Такито-сана был типичным для японского режиссера: от «пинку эйга» (фильм эротического содержания) к чернушным комедиям и коммерческому мейнстримовому кинематографу.
Но вот что сподвигло режиссера снять, можно сказать, артхаусный для Японии фильм, остается загадкой. Отмечу, что первоначальный замысел фильма принадлежит актёру Масахиро Мотоки, исполнившему в фильме главную роль.
Пару слов о фильме, хотя какие «пару слов», кого я обманываю!
Фильм повествует нам о среднем виолончелисте Дайго, без особого таланта и какого-то внутреннего стержня — немного неуверенный в себе, но честный и самоотверженный. Типичный сарариман-музыкант, если так можно выразиться, он покупает себе в кредит дорогую виолончель, но после одного из концертов узнает, что оркестр расформирован.
Вместе со своей женой Микой, они переезжают из столицы в маленький городок, в которой работу музыканту найти просто немыслимо.
Однажды, пролистывая объявления в газете, Дайго замечает небольшое объявление о работе с высоким окладом. Недолго думая, наш музыкант бежит на собеседование, не имея ни малейшего представления о работе.
Зайдя в офис, первое, что он видит — привлекательную средних лет женщину, а позади нее…гробы, много гробов.
Как можно догадаться Дайго предлагают работу ноканси, обязанностью коего является подготовка усопших к погребению.
Работа ноканси считается в Японии наименее уважаемой, людей этой профессии стараются обходить стороной и порой даже игнорируют. В России, наверное, отношение несколько проще, однако тема погребения мало у кого вызовет благоговейный трепет.
Возвращаясь к фильму, хочу отметить, что каждый кадр с ритуальными церемониями пропитан уважением, чувством собственного достоинства и несомненно высоким профессионализмом ноканси.
Для тех, кому интересно тезисно: в фильме подняты темы профессионализма, творческого кризиса, духовности, предвзятого отношения, смерть есть жизнь, а жизнь есть смерть — ломание стереотипов вам обеспечено.
На этом остановлюсь.
Хочу сказать пару слов о личном восприятии: я отношусь к той категории людей, которые считают, что не боятся смерти, не испытывают отвращения к умершим и ведут весьма абстрагированное существование в среде «отвратительного и разлагающего». Но посмотрев этот фильм внутри все перевернулось. Обнажилась какая-то собственная жалкость, страх смерти и отвращение к трупам — все это глубоко поразило меня, восприятие смерти трансформировалось, а также разрушилась еще одна стереотипная стена восприятия окружающего мира.
Я не берусь советовать фильм, но, я думаю о нем вот уже месяц, и только сейчас собралась написать небольшую рецензию, пытаясь уложиться мелким шрифтом в две страницы.
Фильм соткан из незримой и еле уловимой концепции творчества и профессионализма во всем. Медленно и аккуратно, он проясняет сознание и поворачивает тебя перед самим собой, ловко орудуя инструментами подсознания.
Одно могу сказать, посмотрев этот фильм у вас не получится забыть его на следующий день.