Психоаналитический перфомансФилософ и психоаналитик Славой Жижек в своих документальных фильмах проводит целое исследование, использующее сюжеты и образы мирового кинематографа. Взгляд Жижека — это взгляд психоаналитика. Фрейдист и марксисит по своим убеждениям он дает попытку интерпретации знакомых (или незнакомых) нам фильмов именитых режиссеров (А. Хичкок, А. Тарковский, М. Скорсезе, С. Эйзенштейн, Д. Линч и многие другие). Жижек пробует возделывать новые смыслы на территории психоанализа, приперченного типичным для этого философа постмодернистским перфомансом. Славой постоянно субъективизирует выводы психоанализа. Это легко увидеть в его фильмах и книгах. В тот момент, когда он готовится сделать «ход конем», он произносит примерно следующее: «давайте пойдем дальше», «теперь пойдем на радикальный шаг» или, наконец, вот это (мое любимое) — «предположим прямо противоположное» или «давайте взглянем на это с другой стороны». Некая контроверсия, попытка выйти за рамки привычных интерпретаций, неистребимое желание порождать новые смыслы — вот тот самый перфоманс, в котором можно обвинить поп-философа современности. Славою нужно только привлечение внимания, а вовсе не поиск истины.
Первый фильм разделен на три части. Вторая картина лишена такой структуры. Первый — представляет из себя абстрактное исследование кино, эмоций и инстинктов человека вообще. Вторая лента посвящена теории формирования идеологии и отражению идеологии в искусстве. Думается, что массовому зрителю обе ленты (особенно вторая) покажутся скучными. А вдумчивым «занудам» может наоборот показаться, что автору не хватает логического анализа, ведь мало просто сообщить факты, поместить их в непривычный контекст, нужно сделать выводы и понять следствия. Видимо, эта работа остается на плечах тех зрителей, которые (как настоящие герои) смогут досмотреть фильм(ы) до конца.