Пол Муни, Луиза Райнер — ЗемляЗнаете, а визуальные решения этого фильма берут свое начало у Довженко и Эйзенштейна. Сценарий — есть не более, чем тема для разговоров. Предлог. А вот работа режиссера должна заслуживать самого пристального внимания. Посему нельзя не выделить несколько моментов более расширенно.
Сцена нашествия саранчи
Неимоверно мощно снят поток саранчи обрушивающийся на поле. Борьба людей с несчастьем уступает место отчаянию. Крупные планы на насекомых поедающих урожай сближают картинку с каким-то фильмом ужасов, где нет спасения ни у кого.
Сцена уничтожающей все на своем пути толпы
- Китай теперь республика, — говорит один из героев. А другой на просьбу уточнить, что означает сей факт отвечает, что не понимает вопроса. Создатели ленты очень точно показывают время перемен. Неожиданно возникающая толпа, уничтожающая все на своем пути, давящая всех и вся — книксен советскому реализму.
Эстетика китайской деревни
Не думаю я, что американские создатели ленты даже процентов на 20 воссоздали тот китайский интерьер и дух, которым жили реальные люди. Более того, многие интерьеры и жесты, гримм более напоминают о Японии. Ну и ладно. Это сейчас мы живем в информационном обществе. Тогда же сам по себе выбор темы и бережное создание пусть и не слишком правдивого, но восточного колорита — это был интересный креативный ход. И ничего, что героев играли европейские актеры — так ведь было для массового зрителя понятнее.
Пол Муни
Луиза Райнер получила за женское исполнение в этом фильме Оскар. Однако, я полагаю, что в большей мере критики были удвилены ее внешним перевоплощением. Скромный гримм не мог все так изящно привести в соответствие, однако актриса просто выстрелила. А могло ли быть иначе? Приходилось соответствовать, ведь ее партнером был сам Муни. А Муни в очередной раз сотворил историю. Уроженец Львова под настоящим именем Мешилем Мейер Вайзенфройнд сыграл китайца так, что вообще вопросов не было к происхождению. Пусть и не сразу, но поняв кого именно тут играет Муни, я уверен зритель просто забывал обо всем остальном, наслаждаясь лишь игрой звезды. А Муни мог подарить настоящий праздник своим поклонникам, добавив в послужной список еще одну феноменальную по своей амбициозности роль. Как раз между «Пастером» и «Эмилем Золя». Так сказать, для разогрева. Кстати, возможно Брандо согласился на роль японца в «Чайном домике» именно ориентируясь на эту роль Муни.
Завершая же рассказ о фильме, сюжет которого я решил не приоткрывать, добавлю лишь, что перед нами сага о Китае. Времена и нравы, исторические перемены и семейные трагедии — несколько человек под микросокопом. Одна семья и множество трагедий вокруг. Из деревни в город, а затем — обратно. Из бедности в богатство, и обратно.
7 из 10