Событие? Событие!В титрах сценаристом значится Набоков, хотя Эшпай снял скорее фантазию на тему, причем фантазию не только по содержанию, но и по форме — странные люди в странных и очень условных декорациях. По сути это театральный спектакль, решенный средствами кино. Чем-то напоминает постановки Гришковца — с одной стороны, действие происходит на сцене, но актер и режиссер постоянно обращает внимание зрителя на то, что считает важным, будь то мотылек или спутник. Эшпай в качестве средства выразительности выбрал оператора, и вот камера выхватывает то ступни жонглера, балансирующего на шаре, то дрожащие руки главной героини, то цветные мячи, катящиеся по полу…
При всей простоте сюжета, картина напоминает тяжелый сюрреалистический кошмар. Герои, долгое время игравшие роли, забывшие самих себя, благодаря одному единственному событию меняют свою жизнь, раскрываются, сбрасывают маски и становятся такими, какими всегда оставались в глубине души, но каковыми никогда не хотели быть в действительности. Напряжение от ожидания неизбежного нарастает с каждой минутой, краски сгущаются, каждый персонаж все больше обнажает свой неприглядный лик… но воздушный шарик лопается с громким треском! Однако герои уже перешли ту черту, когда можно было бы нервно посмеяться и забыть все как страшный сон, им приходится учиться балансировать на этом скользком мяче действительности, снова надеть маски… лишь с тем различием, что каждый теперь знает истинное лицо другого, и от этого ужас становится бесконечным.
Помимо оригинального режиссерского решения и интересной операторской работы фильм отличается любопытными работами актерскими. К сожалению, про Чулпан Хаматову этого сказать нельзя — ее героиня получилась слишком плоской по сравнению с великолепными персонажами Зои Кайдановской, Ольги Прокофьевой и неподражаемой Евгении Симоновой. Возможно, дело в излишней экзальтированности, которой Хаматова наделила свою Любу.
При всем своем своеобразии, фильм довольно современный и своевременный, это кривое зеркало, в котором отражается прошлое, настоящее и будущее… Будущее людей, разучившихся слушать, замкнутых только на себе, людей, заменивших настоящие чувства выдуманным эрзацем. В этой каморке очень удобно, но все равно возникает момент, когда приходится выйти наружу, в мир, где тайное стало явным.
7 из 10