ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ И «НОВАЯ ВОЛНА»В 1960 году, когда иррациональная теория Жана-Поля Сартра- экзистенциализм — вышел на пик популярности, другой Жан-Поль — Бельмондо — снялся в двух фильмах, которые на практике демонстрируют философскую теорию кумира молодежи и студентов 60-х. Это «На последнем дыхании» Жана-Люка Годара и «Развлечения» Жака Дюпона. С точки зрения сегодняшнего дня, режиссеры совершенно разного уровня, но их фильмы вполне сравнимые. Отличие, пожалуй, состоит в том, что «Развлечения» — фильм более конкретный, то есть менее иррациональный. И здесь видится некоторое отступление от экзистенциализма.
А общность фильмов в том, что герои с самого начала попадают в критическую ситуацию, и это как раз укладывается в философскую теорию. Только у Годара герой Бельмондо попадает в эту ситуацию волей случая, а у Дюпона добровольно, по законам чести — спасая друга. Хотя можно возразить — друг тоже попадает в эту ситуацию, но, как и герой Годара, невольно.
Фрапир (Жан-Поль Бельмондо) и Порте (Клод Брассёр) — два друга-десантника, прошедших Алжир, встречаются снова в мирной жизни. Порте после угона автомобиля, невольно становится виновником смерти полицейского. Фрапир помогает ему скрыться и дает ему убежище. Он понимает, что стал участником смертельной игры.
Кроме основного сюжета есть еще параллельные, связанные с любовными приключениями Бельмондо, что, на мой взгляд, делает фильм более оптимистичным. Сердцеед, он соблазняет каждую девушку вокруг, и одна из них (покинутая Александра Стюарт) действительно влюблена в него, а ему все равно, и это следует понимать как выражение культа молодости.
Большего внимания заслуживает герой Клода Брассёра, в котором наиболее остро проявляется экзистенциальное: измученный боец грязной Алжирской войны, «отработанный материал», которому не повезло в жизни. Если бы сценарий был сосредоточен на нем, то фильм бы заслуживал более высокой оценки у критиков, но, скорее всего, был бы менее кассовым.
В 1960-х годах Жан-Поль Сартр находился на пике славы. Он стал кумиром студентов, критикуя социальные институты, обвиняя правоохранительную систему и законы в ущемлении свободы человека. В 1964 году он отказался от Нобелевской премии, а через четыре года — от премии в Сорбонне. Кроме того, во время беспорядков 1968-го он стал символом студенческих протестов. Философ был задержан, но вскоре выпущен по указу Шарля де Голля.
Но для нас важнее то, что Жан-Поль Сартр оказал большое влияние на кино. Очевидно, что «новая волна» появилась благодаря великому философу. И те режиссеры, которые уловили это свежее дыхание стали проводниками нового.
8 из 10