Для сердца, не для ума. Самый религиозный фильм об ученом…Не встречала еще фильмов о Дарвине, поэтому появление этой кинокартины порадовало. Я не люблю смотреть американские фильмы-биографии, где реальные личности обмазываются приторным пафосом до появления тошноты. Но тут же — мыслящие англичане, да еще всепросвещающее BBC… В общем потирала ладошки в предвкушении.
Наука как скальпель вскрывает нарыв заблуждений и гною непременно надо вытечь, но верующие зажимают рану, не выпуская гной, боясь что без него они умрут. Вроде бы картина и показывает нам душевное смятение перед разрывом шаблонов, боль оставления нажитых веками духовных цепей, трудность первого шага и боязнь быть распнутым толпой, но всё это настолько утоплено в психической болезненности Дарвина, его глюках в виде являющейся весь фильм умершей дочери, что с лупой надо искать второе дно. Вообще есть ощущение, что фильм снимали люди верующие, так как явно показан шаткий фундамент науки и твердость веры.
Религия в фильме представлена местным священником-другом и богобоязненной женой Дарвина, которые непоколебимы в своей вере и невозмутимы как скала. Наука представлена двумя кипучими друзьями, которые пытаются сподвигнуть ученого сделать важный шаг. Но ученый слишком мягкотел, он боится обидеть жену и друга, при этом неизбежно с ними конфликтует, отчего еще больше терзается и самобичуется, выглядя на фоне твердо стоящих на ногах верующих заблудшей овцой. Опять же эти моменты тонут в бесконечных страданиях по поводу смерти дочери.
Дарвин был женат на кузине, и в свете своих открытий он начинает понимать, к чему приводят подобные браки, как сказываются на потомстве. Но этот момент затронут лишь слегка, между делом, так что не всякий и разглядит. Здесь сложно что-либо разглядеть вообще, потому что перед Дарвином постоянно маячит умершая дочь Энни, он рассказывает некоторые истории, депрессует, плачет, психует, и уже к середине фильма это всё очень осточертевает.
В итоге, желая показать нам ученого как личность, создатели фильма переборщили и не показали практически больше ничего. Наука здесь как тающий след из светящегося планктона, тянущегося в ночи вслед уходящему во тьму «Биглю». И это очень непростительно, так как фильмов о мятущихся личностях снимается зашкаливающее количество, а вот просветительских фильмов, популяризирующих науку среди самых ленивых слоев населения, крайне мало!