Peeping TomС падением коммунистического режима и приходом в страну капитализма в Чехо-тогда-ещё-Словакию хлынули все прелести и «прелести» свободного рынка. В числе хлынувших был и поток весьма своеобразных «туристов» (прежде всего из соседней Германии), основной целью которых было вовсе не увидеть воочию Карлов мост. Они искали — и находили на Центральном вокзале и в местных ночных клубах — беспризорников, мальчишек из трудных семей и безработных молодых людей, готовых на многое за небольшое денежное вознаграждение, продающих свои тела, чтобы не умереть с голоду (или просадить все деньги на игровые автоматы). Именно эти мальчишки 14-20 лет, в 90-е сотнями осаждающие злачные места Праги, стали героями документальной ленты Виктора Гродецкого.
Но несмотря на остросоциальную тематику, автору как будто не удалось избежать нарочитого сенсационализма и претенциозности. Однотипные, порой пикантные вопросы каждому из интервьюируемых, фиксация на откровенном и низменном вместо более полного раскрытия социального фона или предпосылок становления на путь проституции — всё это делает зрителя, вслед за режиссёром и его камерой, немного peeping tom.
Это ощущение ноток вуайеризма только усиливается рядом странных художественных решений документалиста — наполненная пеной ванна, в которой сидит один из героев фильма; крупные планы пожилых мужчин, зачем-то изображающих потенциальных клиентов парней; внезапные проезды камеры по размытым фотографиям, в которых всё равно угадывается порнография на грани (за гранью?) закона. И (пожалуй, главное сомнительное место фильма) монологи «Ондры» — то ли действительно противоречащего самому себе сутенёра, то ли нанятого актёра с целью усилить драматический эффект и пронизать разрозненные фрагменты фильма общей нитью.
Но в итоге, мне кажется, автор чуть не достигает обратного — зритель перестаёт принимать за чистую монету и рассказы самих мальчишек. Не преувеличивают ли они в исповеди на камеру свои подвиги на поприще эскорт-услуг? Их погасшие взгляды как будто говорят об обратном.