Здесь заканчивается легенда и начинается историяКому как не итальянцу, да ещё римлянину рассказывать об истории возникновения Вечного города? Тем более в тот период, когда итальянский кинематограф был едва ли не «впереди планеты всей»? В качестве основы своего исторического повествования Серджио Кобруччи взял наиболее распространённую версию о братьях Ромуле и Реме, внёс в неё поправки, каксаемо нагнетания «сюжетной напряжённости», и быстро снял всё это, таким вот феерическим образом отметив первое 10-летие своего кинотворчества.
Вышло совсем неплохо, если конечно не обращать внимание на некоторые моменты, которые явно противоречат традиционной истории Рима. Если в вопросе появления на свет близнецов всё более или менее соответствует сложившимся за тысячелетия представлениям, то всё, что касается любовной истории Ромула (Стив Ривз) и Юлии (Вирна Лизи), — чистой воды вымысел, потому что, согласно наиболее распространённой версии, Ромул был женат на Герсилии (единственной замужней женщине, которая оказалась в числе прочих при
похищении римлянами сабинянок).
Однако все эти исторические неточности (как и «переход Рема через огненные горы») нисколько не портят фильм, потому что режиссёр — как любая творческая личность — может обращаться с «исторической основой» так, как ему видится его будущее творение. В этом плане фильм «Ромул и Рем» выглядит весьма и весьма неплохо: и в части актёрской игры, и в части показа «далёкого прошлого», и в части военных столкновений, включая финальный поединок Рема и Ромула. Единственное, что меня смущало на протяжении всего просмотра — это то, как Корбуччи показал Рема: невыдержанным, сумасбродным, властным. История никогда не выделяла кого-то из братьев, и смерть Рема считается случайностью, за которую Ромул просил прощения у богов, назвав новый город именно РИМ… Хотя — кто его знает!