Ни для кого не секрет, что кинематограф создавался, чтобы развлекать зрителя. Следовательно, возникла необходимость не просто создавать «ожившие фотографии», а при этом использовать спецэффекты и комбинированные съемки. В принципе, ничего с тех пор не изменилось. Изменился только зритель и спецэффекты. К сожалению, некоторые фильмы уже не вызывают такие же эмоции, как 50-80 лет назад. Однако для людей тех лет картины с кукольными доисторическими чудовищами были чем-то на грани фантастики.
К числу таких «устаревших» картин следует отнести ленту
«Миллион лет до нашей эры», снятую в далеком
1940 году. Основной идеей этого фантастического (ни в коей мере нельзя назвать его историческим) фильма является показать первобытных людей, не сильно отличающихся от современного общества. Пусть даже их речь и не была членораздельной, племенные обычаи, а так же индивидуальные особенности характера делали этих дикарей похожими на нас. Поэтому история человека, который пытается найти себе пристанище, а находит любовь, вполне актуальна на сегодняшний день.
«Миллион лет до нашей эры» примечателен тем, что в нем впервые снялся
Виктор Мэтьюр. Должен сказать, что, несмотря на специфику роли (полное отсутствии текста), как дебютант Мэтьюр сыграл очень хорошо. Тоже самое можно сказать и о
Кэролл Лэндис — исполнительнице роли Лоаны.
И пусть даже в игре актеров присутствовала некоторая театрализованность, главным достоинством картины были комбинированные съемки. Тут нашлось место и для гигантских рептилий и для других доисторических существ, попадавших в кадр с актерами. Но апогеем спецэффектов стало извержение вулкана — технически сложный для фильмов 1930-х элемент комбинированной съемки. Поэтому номинация Оскар за лучшие спецэффекты была вполне оправданной.
Очень жаль, что в Советском Союзе про этот фильм мало что было известно. На мой взгляд, в противопоставлении племен Тумака и Лоаны есть определенное сходство с протипоставлении политических систем. Если в одном царит грубость, сила и тирания, то другое представляет собой светлое общество, живущее по принципу комунны. Так что с точки зрения идеологии в СССР такой бы фильм людям бы понравился.
А в остальном, «Миллион лет до нашей эры» технически устарел. Притом настолько, что вышедший через 26 лет его
ремейк стал настоящим хитом конца 60-х (учитывая технические возможности кинематографа). Хотя версия 1940 г. сама по себе тоже довольно не плохой фильм.
6 из 10