В чёрной-чёрной пещере, на чёрных-чёрных камнях лежит чёрный-чёрный труп…Как говорит моя мама, любят американские режиссёры снимать в полумраке. Мотив понятен: дёшево и сердито — но ведь не видно ж ни хрена! Увидев «Санктум», она бы только утвердилась в своём мнении. Однако я и не собираюсь советовать ей смотреть это кино, пустое и монотонное настолько, насколько большинство сцен в нём.
Начну с главной претензии. Начало фильма настраивает нас на ожидание увидеть настоящих экстремалов, людей, совершающих поступки на грани жизни и смерти, «сдвинутых» на почве риска. Однако по ходу действия выясняется, что никакими экстремалами здесь и не пахнет, а есть один по-настоящему подготовленный человек и горстка самоуверенных спутников уровня подростков из дешёвого молодёжного триллера, которые по ходу действия будут убиваться сами и убивать других — в общем изображать массовку, стадо.
Отсюда вытекает главная проблема фильма — героям не хочется сопереживать, кроме главного персонажа и пожалуй что латиноса, державшего камень в начале картины. К остальным участникам передряги остаёшься как минимум равнодушен, как максимум — питаешь неприязнь и даже отвращение. Особенно погано в фильме показаны женщины, словно бы подтверждая тезис о том, что «в горы» слабый пол лучше не брать. Это и самые разнообразные капризы, в их ситуации неуместные, и феминистические попытки что-то там доказать мужикам — смотрится чрезвычайно глупо.
И тут фильм затрагивает ещё одну тему — различной реакции людей на экстремальную ситуацию, проверки на прочность. Что мы делаем в сложной ситуации? — пытаемся выжить. Чем больше люди остаются людьми, спасая свою жизнь, тем они более достойны права носить звание человека. В фильме самообладание и разум в полной мере сохраняет один лишь Фрэнк. Самое страшное, что быть человеком до конца не получается даже у него — ради повышения выживаемости группы приходится убивать немощных. В экстремальной ситуации, как и на войне, свои законы. Остальные участники группы в такие моменты включаются, наигранно протестуя вроде бы для формы, но мы-то видим, что всё это напускное — каждый из них думает лишь о своей американской «заднице».
Вся беда в том, что не Фрэнк выбирал себе полутчиков, даже его собственный сын морально не готов к такому путешествию. Спрашивается, зачем шли сюда, почему строили из себя бывалых?,Вспоминается высказанное где-то по телевизору мнение наших советских скалолазов о самоуверенных американцах, которые после краткого курса молодого бойца чувствуют себя профессионалами, не являясь таковыми на самом деле. Видимо, это тот самый случай — понаехали туристы за «wow»-впечатлениями, а как чуть опасность — наложили в штаны и сдулись. Фильм политкорректно обходит эту неприглядную для большинства правду, заходя к ней с другой стороны — Фрэнк признаётся, что не вписался в обывательскую городскую и семейную жизнь. Он не может лгать, обманывать себя и других, стироить из себя того, кем не является. Только в пещерах он становится таким, какой есть, за этим он спускается на глубину. «Пойми, пещеры — это моя церковь» — говорит он сыну.
Сцены фильма однообразны: кромешная тьма вокруг, фонарики на касках, отовсюду льющаяся вода, камни-камни-камни… Пространство для действия фильма чаще всего замкнутое, масштабов нету — в основном проходы, проломы, никаких тебе завораживающих пейзажей и видов. Смотреть не на что — было бы просто скучно, если бы не герои — с ними енщё и тошно. Да ещё и смакование видами трупов, назойливо выплывающих по мере продвижения оставшейся группы. Не говорю уже о том, что с мертвецами на свет божий выплывают и режиссёрские ляпы, как то: только-только утонувший Карл всплыл, а не лежит на дне. Или хрен знает сколько пробывший под водой разбившийся Луко заботливо выживает ради зрителя только затем, чтобы дать утопить себя нежно руками Фрэнка.
Вообще фильм получился мрачным по картинке, монотонным по сюжету и пустым по содержанию. Задаюсь вопросом, почему надо было зацикливаться именно на разнообразных смертях персонажей, неужели нельзя было сделать интересный и захватывающий красивый фильм о настоящих экстремальных исследователях пещер, показав несгибаемую силу воли, амбициозность, командный дух и… человечность, к которым захочется стремиться. Судя по фильму «Санктум», для большинства это недосягаемая высота…