Дополнение«Дополнение» — вторая часть условной дилогии К. Занусси, начатой фильмом «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем», с разных точек зрения рассматривающей историю дружбы умирающего врача и молодой пары, ищущей свое место в жизни. «Дополнение» сосредотачивает наше внимание на отношениях внутри молодой пары, используя некоторые сцены из «Жизни…» в качестве логических связок, вместе с тем может рассматриваться и как комментарий к другим лентам Занусси, прежде всего, к «Иллюминации» и «Константе».
В отличие от этих работ, в которых авторская симпатия окутывает историю экзистенциальных поисков персонажей, противопоставленных обезличенной суете социалистической публичности, «Дополнение» исследует духовный кризис как вариант человеческого сопротивления Божественной воле, гордую попытку организовать свою жизнь вопреки Божественным планам. Усваивая уроки тонких психологических исследований Бергмана и Кесьлевского, Занусси обнаруживает собственное глубокое понимание людей, проявляющееся даже в изображении малейших бытовых нюансов (к примеру, в комично-мрачноватой сцене неудавшегося соблазнения).
Узловым в драматургии фильма становится противопоставление смирившегося умирающего атеиста своевольному молодому католику, постоянно создающему проблемы своим близким. Если «Жизнь…», сосредоточенная на истории врача, выдержана в печальной интонации приближения скорого конца, то изображение терзаний молодого героя «Дополнения» окрашено в отчетливые комические тона, хотя и не лишено сочувствия к нему. Буквально все окружающие пытаются помочь Филиппу, но он настолько зациклен на себе, настолько болезненно сосредоточен на своих желаниях, что неспособен услышать кого бы то ни было.
Занусси прозорливо с духовной точки зрения показывает ловушки такого ложного богоискательства, вплоть до прелестного стремления к откровениям, которое приводит героя к наркотикам. Мастерски показан круг богемной молодежи: режиссер добивается от актеров играть с лукавством в глазах, что способно испугать зрителя — настолько отвратительными становятся персонажи. Герой не находит покоя ни среди порока, который ему отвратителен, ни в монастыре, ни среди близких — везде ему мешает гордыня, непокорность Божественному промышлению о себе. Лишь пав на самое дно, он пробуждается и смиряется.
Однако, в последние десять минут режиссер будто перечеркивает всю концептуальную и художественную силу своей картины морально двусмысленными эпизодами, в которых герои, обретшие друг друга, вместо того, чтобы сохранить свои только-только наладившиеся отношения, вдруг предаются блуду. Зачем нужна эта сцена? Видимо, чтобы продемонстрировать «прогрессивность» взглядов режиссера-католика, стесняющегося пропагандировать воздержание до брака в начала XXI века. Соблазняет их на это умирающий врач, что тоже непонятно: благородный поступок дарения квартиры искажается греховным намеком. Доброе движение смешивается со злом. Занусси хотел показать примирение человека с Богом через самоотверженное дело ради других, но для чего он придал ему форму соблазна?
Все это остается без ответа, обесценивая христианскую направленность всей дилогии, тем не менее, «Дополнение» как и «Жизнь…», безусловно, заслуживает зрительского внимания своим наблюдательным и заинтересованным взглядом на экзистенциальные проблемы, убедительным раскрытием вопросов веры и неверия, глубоким знанием человеческой природы, режиссерской изобретательностью в создании психологически напряженного и динамичного повествования, что выдает в Занусси не только знатока творчества Бергмана, но и его талантливого ученика.