Стоп-кадр - оружие ДьяволаПервый в мире фильм ужасов! Первое в истории фэнтези! Какие только титулы ни присуждаются этому фильму начинающего режиссера Жоржа Мельеса (впрочем в 1896 году все режиссеры были начинающими). Натяжка сродни утверждению, мол, наскальные рисунки это первые комиксы. Нелепость, одним словом. С тем же успехом и 'Прибытие поезда' можно обозвать ужасами. Вон, люди аж из зала с криками выбегали.
Лично я ценю этот фильм совсем за другое. Когда-нибудь видели ребенка, который наконец получил на день рождение желанную игрушку и теперь не может наиграться с ней, придумывает всё новые и новые способы её использования, а вы, глядя на него, сами заряжаетесь этим неподдельным задором. Именно так я вижу Жоржа Мельеса и его первые работы.
'Замок дьявола' в этом смысле особенно выделяется, ибо здесь, опьяненной абсолютно детской фантазией, режиссер разошелся не на шутку. В четырехминутный хронометраж он постарался вместить столько 'чудесных превращений' сколько вообще было возможно. Простой как три копейки монтажный прием, открытый еще в 1895 Альфредом Кларком - стоп-кадр, по щелчку превращает летучу мышь в Дьявола, а девушку в призрака. И во всем этом ощущается искренний азарт фокусника, который вдруг нашел волшебную палочку (кинокамеру) и научился творить настоящую магию (кино).
Свой творческий потенциал Мельес на полную раскроет чуть позже, но уже его ранние работы в полной мере позволяют прочувствовать тот абсолютный восторг, с которым этот удивительной судьбы человек подходил к своим фильмам. Именно без таких людей кинематограф, тогда еще не ставший индустрией, просто не смог бы окрепнуть и развиться в то, чем он является ныне.