Академия, воспитавшая одного гуманиста«Академия смерти» — это военная драма немецкого кинорежиссёра Денниса Ганзеля, вышедшая в прокат в 2004 году.
1942 год. Германия воюет с СССР. Фридрих Ваймер, выпускник школы, родом из очень бедной немецкой семьи. Он увлекается боксом и очень хочет добиться чего-нибудь в жизни. И однажды ему представляется шанс выбиться в люди: парня замечает преподаватель элитной национально-политической академии, который предлагает ему туда вступить. Но родители против обучения сына в этой академии, поскольку они не приемлют нацистской идеологии. Однако Фридрих, ни с чем не считаясь, подделывает документы и сбегает из дома в Академию… Жизнь в Академии оказывается совсем не пределом мечтаний. Впереди Фридриха ждёт трудный выбор: национал-социалистические идеи или человечность.
Весь сюжет построен на развитии мировоззрения и изменении убеждений главного героя — Фридриха Веймера. Cмотришь фильм и чувствуешь всё, что чувствует главный герой. И это при том, что в картине нет ни одного заунывного монолога или высоконравственного поучения. На экране всё выглядит так, как бы выглядела эта история в жизни. Всё очень реалистично и естественно, без пафоса и преукрас.
Велика в фильме заслуга актёров, которые буквально вжились в свои роли. Перед Максом Римельтом (Фридрих Веймер) и Томом Шиллингом (Альбрехт Штайн) была поставлена цель сыграть так, чтобы без занудных монологов зритель понимал, что происходит в душе героев и как переворачивается их внутренний мир.
Немного парадоксально выглядит сюжетная линия Фридриха, который за весь фильм почти ни слова не произнёс. Веймер похож больше на стороннего наблюдателя, чем на главного героя. В течение всего фильма, Фридрих следит за происходящим вокруг него и делает какие-то выводы. Но здесь виновато скорее стереотипное представление о герое фильма как о человеке, который всё время куда-то бежит и что-то делает. Сложно назвать сюжетную линию Фридриха недостатком фильма, скорее, это его достоинство.
Единственный недостаток киноленты заключается в нереалистичности финала: вряд ли бы всё так закончилось. Но стоит ли обращать внимание на такой мелкий недочёт, если весь фильм в целом получился правдоподобным и осмысленным?
Главная идея фильма в простой формулировке прозвучит примитивно: нужно всегда оставаться человеком. Но так примитивно тема фильма выглядит лишь в сокращённом виде. Посмотрев фильм, понимаешь, что всё намного серьёзней, чем пустые слова: всегда оставайся человеком. Сложно не следовать этому принципу, сложно до него дойти через убийство военнопленных, через смерть друга. И Фридрих доходит до этой простой понятной морали ценой сильных эмоциональных терзаний и ценой жизни нескольких людей.
Фильм не рассказывает о подвигах людей на фронте, боровшихся с нацизмом. Кинолента посвящена подвигу другого рода. Этот подвиг заключается в том, что Фридрих отказывается от блестящих перспектив, открывающихся на пути службы в нацистской армии. Он отказывается от этого во имя человечности и добра, как бы пафосно это не прозвучало.
«Академию смерти» открыта пониманию очень широкой аудитории. Единственное, эту киноленту лучше не смотреть детям лет до 13, но не из-за жестоких сцен, просто дети не оценят масштаб идеи фильма. Это произведение киноискусства обязательно перевернёт что-то в вашей душе, оно не оставит вас равнодушным.
9 из 10