Конец 80-х — начало 90-х двадцатого столетия… На неподготовленного советско-российского зрителя обрушился шквал из иностранных харизматичных мужчин. Рэмбо с молодецкой удалью косил врагов в американских лесах, вьетнамских джунглях и афганских песках, Терминатор с завидным упорством прыгал во времени, попутно отбирая у подвыпивших байкеров одежду, сапоги и мотоциклы, а Джон Макклейн с переменной меткостью поливал террористов пулями, как из брандспойта. А вот Коля Найденов, который волею случая стал американским гражданином Ником Маккеном — немного другой. Он герой украинского фильма Бориса Квашнева «Америкэн бой» 1992 года выхода, которого сыграл Александр Песков.
Николай Найденов живет под Вашингтоном и работает спортивным инструктором в местном клубе. Его жизнь благополучна. Он женат на американке Деби, которая не только пустила его в свою жизнь, но и дала ему фамилию — Маккен. Николай — детдомовец, позже ставший советским воином-интернационалистом, а еще позже вызволенный из афганского плена волонтерами Красного креста и вывезенный в США, где он впоследствии и остался. На родине у него нет родных, есть лишь армейский друг Сергей Губанов, который однажды спас ему жизнь на войне. Поездка в Союз с целью повидать боевого товарища и становится завязкой кровавой истории времен «перестройки и гласности».
Родные края встречают американского гостя неласково. Таня, беременная жена Сереги, не пускает его на порог, сообщив, что ее мужа убили чуть больше недели назад в ресторане с астрологическим названием «Зодиак», где он работал охранником. Друг Губанова Пашка, безногий ветеран той же афганской войны, тоже неприветлив с Николаем — он испытывает неприязнь к нему за то, что тот сытно устроился за океаном после войны, позабыв тех, кто остался на родине. А заодно за то, что он вскоре уедет обратно в Штаты и забудет о случившемся, как о страшном сне. На этом история бы и закончилась, а Коля Найденов вернулся бы в Америку, где снова стал бы Ником Маккеном, однако судьба распоряжается по-иному.
Место действия — безымянный южный городок позднего советского периода с провинциальным колоритом. Локация и не требует уточнений — в той или иной мере в те времена одна и та же картина существовала по всей стране с незначительными различиями. Бандитскими группировками город поделен на сферы влияния, а крепкие парни в слаксах, кожаных куртках и дешевом «адидасе» собирают дань с любого, кто почувствовал в себе коммерческую жилку.
Персонаж, заслуживающий отдельного упоминания — милицейский опер Мухин по прозвищу Железяка (Владимир Гостюхин). Он встретится зрителю по ходу пьесы не раз и в финале сыграет свою роль. Его начальство — олицетворение обескровленной и обезволенной государственной системы, сам же он — прообраз тех, кто хоть и устал от бардака и беспредела, но тянет лямку, прекрасно понимая, что его труд, в лучшем случае, просто не оценят: он стал не нужен. Мухин — служака до мозга костей, не привык гнуть спину перед руководством, пасовать перед блатными, однако этого мало, чтобы переломить ситуацию в пользу Закона. Потому как правильно было сказано в «Гараже» Рязанова: «Законным путем идти можно. Дойти трудно.»
На фоне засилья американских боевиков фильм про ветерана афганской войны, устанавливающего справедливость кулаками и огнестрелом, прошел почти незамеченным. Да, «Америкэн бой» качеством съемок, пленкой и технической частью уступает своим западным собратьям, однако, как мне кажется, ментально их превосходит. Может быть потому, что подобная история — хоть и выдумка, но очень близкая к были. Той были, которую не вычеркнешь из истории большой страны, как не старайся: начало разложения государства и общества в целом, и каждого человека в частности. Но глядя на Колю Найденова и лейтенанта милиции Ивана Мухина, которому никогда не стать капитаном, кажется, что лучшее — впереди. Но это не точно.
10 из 10