«Я парень юркий, я парень бойкий,
Ловил я рыбку в мутных водах перестройки.
А там, где бизнес — основа жизни,
Уже навряд ли, чтоб мне глотку перегрызли».
Владимир Асмолов (отрывок из песни «Хочу в Америку»).
Территория бывшего Советского Союза — настолько криминализированный участок земной поверхности (особенно за Уралом), что об этом даже говорить страшно. Преступность и коррупция поглотили почти все сферы и стороны нашей всё ещё постсоветской жизни. А всё началось с неудачной перестройки, которая спровоцировала государственный переворот (к счастью, не очень кровопролитный). Захват власти капиталистически настроенными людьми привел к взрыву хаотического бандитизма, обнаруживающего себя буквально на каждом углу (обували прямо в подъездах). Не стрелял, не воровал и не обманывал только или ленивый, или ущербный, или просто добрый. Все остальные не растерялись и стали заниматься кто чем. Одни промышляли банальным рэкетом (в том или ином масштабе), другие занимались более серьёзными преступлениями. На бытовом уровне также произошли негативные сдвиги, обусловленные резко нахлынувшей нищетой (труд некоторых людей оплачивался варёной колбасой, туалетной бумагой и хозяйственным мылом). Имущие и логично мыслящие граждане отправлялись на авиалайнерах в Америку. Одним словом, это было очень странное время… Сегодня, спустя много лет, в принципе ничего не изменилось, кроме того, что бывшие крутые пацаны, повзрослев, стали действовать куда более интеллигентными, мудрыми и внешне законными методами. И наружная суть нашей реальности сейчас построена таким образом, что уже нет острейшей необходимости эмигрировать в благодатные по всем меркам Соединённые Штаты (а бизнесом можно и здесь заниматься). На киноплёнке «Америкэн бой», помимо отлично разыгранной и отснятой интриги, навсегда запечатлены и те годы, с которых всё начиналось…
Главный герой прибыл из США в уже разваленный и не подающий никаких надежд Советский Союз, чтобы повидать приятеля, с которым они вместе воевали. М-да… Должно быть, это был очень закадычный друг, чтобы ради него преодолеть такое расстояние и при этом очутиться в самой настоящей помойной яме. А в противном случае, овчинка выделки не стоит. Это с одной стороны. С другой — в такую заварушку можно втянуться только ради настоящего друга, с которым прошёл огонь и воду. То есть сразу видно, кем был этот человек для героя Александра Пескова.
В начале ленты нам показывают молодого человека, почивающего на лаврах и довольного сытой и комфортабельной американской жизнью. По нему не видно, что он вообще мог когда-то участвовать в военных действиях. Лощёный (как и все американцы), немного слащавый и в некоторой степени самовлюблённый. И самое начало фильма не предвещает ничего особо интересного. Но, к счастью, создатели картины резко переломили плоский и слегка заунывный старт одной весьма мощной и извечной деталью, присущей лучшим американским боевикам — возвращением героя в родные пенаты. Далее начинается постепенное преображение Николая — из зажиточного американца он превращается в простого русского парня, которому не чуждо всё русское — водочка, закусочка, разговоры по душам на убогих кухоньках, которые, как правило, по ночам кишат мышами и тараканами… Тем более что Николай — всё равно наш человек; просто долгая жизнь в Америке в любом случае меняет характер и внешность (и не всегда в лучшую сторону)…
Но истинная сущность человека проявляется только в очень опасных жизненных моментах. В повседневном спокойствии можно быть прекрасным, дерзким и отважным суперменом, а при возникновении какой-нибудь по-настоящему критической ситуации спасовать и показать себя полным ничтожеством. А можно и наоборот. В фильме «Америкэн бой» подлинный нрав героя раскрылся после того, как ему пришлось вспомнить навыки военной смекалки, сноровки, а также самообороны. И здесь мы уже видим совершенно другого человека — явно не зажравшегося янки. Даже мимика изменилась настолько кардинально, что хочется с нескрываемым восхищением воскликнуть: верю!
Технически лента сделана великолепнейшим образом. Всё чётко. Киноплёнка, солнечная южная атмосфера (город, в котором проходили съёмки, я узнал, ибо бывал там не раз), любопытные передние и задние планы, сцены (финальное сражение в заброшенном помещении — вообще очаровательный фарс), диалоги (особенно разговор Пескова и Гостюхина в ресторане про то, как советские граждане развалили свою родную страну)… Лента, конечно, немного отдаёт американскими штучками. Но, во-первых, эта особенно свойственна всем перестроечным фильмам, а во-вторых, лично мне такие вещи уже давным-давно не претят…
В финале белоснежный самолёт, стремительно поднимающийся над землёй, изящно и немного печально завершает интереснейший и красиво поставленный рассказ о том, какой должна быть настоящая дружба.
Эх, хороший фильм…
10 из 10