ДрамаФильм Чарли Чаплина «Великий диктатор» вышел в 1940 году. Во время Второй мировой войны зритель смог увидеть отнюдь не смешную пародию на Гитлера, а скорее грустную историю о жизни евреев в еще довоенной Германии.
Итак, в некой стране «Томании» после первой мировой войны к власти приходит агрессивная партия во главе которой стоит Хинкель. И все различие с его прототипом является пожалуй имя. А остальное — мимика, манера произносить речи до боли похожа на настоящего Гитлера.
В то же время в свой дом, после двадцатилетней амнезии, вызванной войной, возвращается еврей-парикмахер, которые ничего не подозревает об изменениях произошедших в стране в связи с приходом новой власти. В его еврейском «гетто» полиция творит абсолютный беспредел: громит лавки, избивает жителей, а люди смиренно терпят происходящее. В своем доме он знакомится с девушкой, которая смело отбивается сковородкой от нападающих и мечтает сбежать в другую страну.
На самом деле фильм получился не о самом диктаторе, а скорее о том, что происходило, когда он оказался у власти. А начались ужасы, которые я не ожидала увидеть в комедии, но с другой стороны как вообще можно было снять чистую комедию о гонениях евреев? Как можно было их высмеивать? — в фильме они были изображены самыми искренними и положительными героями, которые даже в самых неловких ситуациях были показаны мило.
Но в то же время фильм оставил отпечаток Чаплина. Он от души поиздевался над Хинкелем: этот герой падает, микрофоны гнутся от его речей, а девушек он соблазняет забавным рычанием. Тут же и одна из известнейших сцен, а именно, его игра с шариком в форме земли, которую он кокетливо подбрасывает и очаровательно ловит.
Чаплин никогда не скрывал тот факт, что он был противником Гитлера, несмотря на то, что образ бродяги был схож с внешним обликом Гитлера, а их разница в их днях рождениях всего в четыре дня. Гонения на евреев были ему омерзительны, это то, что он не смог оставить без внимания и это было одной из причин того, что фильм вышел в прокат.
Последняя сцена, где герой произносит речь, обращенную ко всем жителями Томании и солдатам, это и есть голос Чаплина, ужаснувшегося тем, что происходило в мире, во время съемки киноленты. Мне хочется закончить его цитатой.
… Мы набрали скорость, но замкнулись в себе: имея машины, которые приносят богатство, мы по-прежнему нуждаемся. Наше знание сделало нас циничными, а наш ум сделался жестким и недобрым. Мы слишком много думаем и слишком мало чувствуем: больше чем машины, нам нужна человечность, больше чем ум, нам нужна доброта. Без этих качеств жизнь будет полна насилия, и все будет потеряно.
7 из 10