Еврейские шуточки над фашизмомСомнений нет, что Чарли Чаплин это эпохальная личность в искусстве кино, а его фильмы неподвластны времени и забвению, но я не считаю нужным посвящать своего читателя в хронику его памятной жизни, восхвалять его обширные заслуги и достижения и делать всё прочее, что считает своим долгом каждый рецензент, касающийся прославленного деятеля. Каждый здесь сделает это куда лучше меня, а потому мне остаётся только лишь поделиться своим современным, насколько возможно, объективным взглядом на фильм прошлой эпохи.
Прежде всего, сам фильм это ни что большее, чем пародия на диктатуру фашизма современником его зарождения. И большего здесь действительно не добавить.
Первое, что может отметить человек вроде меня, почти не имеющий опыт просмотра настолько старого кино, это совершенство его подачи. Фильм лишён изъянов в постановке и воспринимается нисколько не хуже кино современного; здесь нет того, что можно было бы назвать «старомодной съёмкой» и нет причин оправдывать исполнение фильма давностью его создания. «Диктатор» смотрится легко и современно, с приятной режиссурой, приглядным ракурсом, весьма симпатичной игрой актёров, это не то кино, к которому следует проявлять снисхождение ввиду его возраста, напротив, это произведение, по качеству съёмки вполне достойно выглядящее и сегодня.
Но даже технически превосходный, фильм имеет изъяны. И почти все они основаны на сюжете и его реализации в кадре. Чертовски жаль, но сценарно «Диктатор» так и остался на заре кинематографа, имея законченную, но невнятно рассказанную историю. Вышло так, что герои этого фильма, в целом, успевшие раскрыться и вызвать к себе зрительское отношение, самому фильму почти ненужны. При том, что к персонажам приковано всё внимание картины, их роли обрывисты и незакончены, даже вовсе бессмысленны — они не больше, чем декорации, нужные для обрисовки авторского замысла. Обобщая, можно даже сказать, что главный герой нужен здесь только для того, чтобы прочитать речь, которой заканчивается фильм, так как избыток его персоны в кадре, не считая чисто комедийных моментов, не вносит в фильм ничего. Этот фильм всего лишь пародия, силящаяся вынести какую-то мораль, не рассказывающая историю, а только показывающая своё потешное виденье обозреваемого объекта, смешащая миниатюрами, в которых, кроме сходств с реальными прототипами, больше ничего и нет. На этом фоне серьёзность и сердечность закрывающей фильм речи выглядят разительно неправильными, ведь в показанной истории нет ничего, что могло бы повлечь за собой подобные рассуждения, выводы, мораль. «Диктатор» это просто совокупность забавных карикатур, которые попытались связать воедино сюжетом, но ничего не вышло. Само собой, это комедия и она прежде всего веселит, но и шутки здесь чаще всего однотипные, сугубо пародийные, да и сам фильм, видно, что пытается быть чем-то большим. Вместо настоящего рассказа получилась инсталляция из шуточек еврея над фашистами, едва ли раскрывающая что-то большее, чем ничтожность и неразумность лидеров этого режима.
Это могло быть большое, эпохальное кино, но это просто ещё одна маленькая забавная комедия.