Знаете, чернуха — это не мой жанр. Не люблю я фильмы, в которых всегда пасмурная погода, серые, холодные тона и угрюмые лица, и много человеческого горя. Не хочется портить себе настроение.
«Вор» Павла Чухрая — это тоже чернуха. Но отчего же мне фильм так понравился? Что я даже пересматривал его не раз?
Во-первых, великолепный подбор актёров. Здесь не играют — здесь живут! Здесь всё настоящее. Никто не переигрывает. Дети — просто великолепны! Особенно Миша Филипчук, его большие голубые глаза без слов всё говорят. Катя — такая типичная русская баба, которую бог наградил привлекательной внешностью, но на чью долю выпало немало страданий. Толян Машкова — с первых кадров видно, что это бандит, даже когда он ещё не успел произнести «Ну что, фраерок?». Никакой мундир, никакие погоды не прикрывают его истиной сущности. А как он поёт блатным голосом «Эх дороги!». А чего стоят жильцы одной из коммунальных квартир? И алкоголичка, которая может «на баяне выучить», и баба Таня Лидии Савченко, и хромая, но симпатичная девочка-соседка, и евреи-бухгалтеры. Все — как будто и живут в той непростой эпохе.
Во-вторых, это чернуха, но это светлая чернуха! Бывает и такая. Всё время есть какая-то надежда. Вот маленький Саня увидел море. Вот он научился за себя постоять. Все люди, которые им разрешали пожить у себя — добрые и светлые. В конце фильма мы видим, как уже стареющий Саня сумел остаться хорошим человеком и не превратиться в морального урода, подобного Толяну, несмотря на всё пережитое. Как он не бросил наших женщин и детей в осаждённом Грозном. Он остался хорошим человеком, даже не смотря на то, что сам совершил греховное деяние — убил человека! Хоть это и был человек, который сломал ему всю жизнь.
Несмотря на то, что фильм повествует о послевоенной эпохе, о сталинском времени, о том, что не смотря на репрессии и зачистки, преступность процветала, снят он в духе лихих 90-х. Он даже в чём-то отражает и эту эпоху. Такая же разруха, те же воровские понятия, пришедшие из мест не столь отдалённых в обычный быт людей. И те же добрые, светлые люди, которые остаются такими, не смотря ни на что. И нередко становятся жертвами таких, как Толян. И всё равно — надежда! На то, что скоро всё закончится, и станет хоть немного легче.