Крепче за баранку держись, шофёрВступление приманивает совмещением обыденной пасторали и ориентальной экзотики — дощатые стены и бельё, непритязательно развешенное во дворе на верёвочке, и тут же вернувшийся домой из чужих краёв юноша раскладывает перед родителями и невестой заморские гостинцы. Лампы из Индии, предметы из Китая, Японии, Африки, с меланезийских островов, мандаринские тапочки. Серёжки, что носят танцовщицы с Явы… но эта эйфория ненадолго, ведь скоро в повествование вклиниваются моменты, которые, пожалуй, часты в индийском кино про месть, ну как «Месть и закон». Вернувшийся сын не сразу примечает, что его отец лишился ног, но уж заметив, твёрдо решает отомстить…
«Мой грузовик был нагружен помидорами… Они были первыми в сезоне.»
И месть наверняка свершится, но в данном случае её придётся чуть подождать… потому что так непафосно, выдержанно, умело её редко изображают. И сколько ни возмущаться местью, со всяческой чопорностью и благопристойностью, здесь не хочется героя даже близко за неё корить. Конечно, для приличия тут вставили возвышенные изречения полицейского, что, мол, нечего вершить самосуд, но выглядит это не слишком убедительно и скорее как дань кодексу Хейса. Как-то за кадром подразумевается, что если бы полиция относилась ответственнее к своим обязанностям, не нужно было бы брать правосудие в свои руки.
Если честно, не столь уж часто и в то время, а снимали тогда довольно качественно, встречались такая крепкая повседневность, такие колоритные и фактурные персонажи. Человеческие алчность, корыстность, лживость, паскудность представлены здесь крайне резко, но и самые достойные качества не отстают. Дружба, родственные отношения, личная жизнь — всё отражено с необыкновенным сочувствием и искренностью.
- Тебе не нравятся девочки?
- Почему же. Я всегда мечтал о младшей сестрёнке, с косичками вот досюда…
Что ни говори, пикантность затесалась тоже — любопытно, как кодекс Хейса относился к девушкам, царапающим ноготками обнажённый торс мужчины? И красота — поразительно, насколько притягательно способен выглядеть прилежно, на пределе работающий, измождённый парень в пропитанной потом рубахе. Крутые повороты сюжета, неторопливое исполнение, опасное, долгие часы путешествие в грузовике. И пусть часто тут становится жутко, но одновременно и столь прекрасно, что такое повествование способно закрутиться вокруг сочных спелых яблочек «Голден Делишес»!