И подвиг лейтенанта ИвановскогоФильм снят по повести Василя Быкова «Дожить до рассвета». В съемках фильма участвовал и сам В. Быков как сценарист. Экранизация литературного произведения — задача всегда не из легких. Даже если визуальный ряд коллектив съемочной группы пытается выстроить при участии автора литературного произведения.
Есть как приверженцы и любители экранизаций, равно как есть и радикальные противники. Пишущий эти строки отнес бы себя скорее к первым. Посему и выставляю оценку этому дважды просмотренному фильму — 5 из 10. Корреляции с повестью нет. Точнее бы сказать так. Есть сюжетная, нет внутренней. Василь Быков — экзистенциальный военный романист, и в данной экранизации не хватает внутренних монологов лейтенанта Ивановского, что существенно обедняет сам фильм. К сожалению. К большому сожалению. Чувствуется, что авторы фильма делали не халтуру, и фильм в целом удачный и захватывающий внимания зрителя, не равнодушного к военной тематике в кинематографе. Но если не знаешь самой повести Быкова.
Фильм есть фильм, даже если и экранизация. А повесть есть повесть. Это два разных вида искусства. Сравнивать их сложно. Но уж коль я начал это сравнение, и именно в плане соответствия фильма повести, то вывод мой не утешителен. В фильме не отображена щемящая трагедия лейтенанта Ивановского, нисходящая линия его судьбы. Ведь повесть Быкова не сколько о войне как таковой, сколько о человеке на войне, или даже просто о человеке в экстремальных условиях. Этого в фильме как раз нет.
Мне кажется, что Быков, как сценарист, настаивал на внутренних монологах главного персонажа. И они действительно есть. Но, увы, либо хронометраж не позволял развернуть монологи в нужное русло, либо сюжетная линия оказалась довлеющей над другими кино-факторами, но внутреннего стрежня, который присутствует в повестях Быкова, в данной экранизации нет. И это делает фильм «Дожить до рассвета» сюжетным, военно-приключенческим, каковых не мало.
5 из 10