Лорен Вайсбергер против Мэрил СтрипShades always, these bitches can`t look, no
Bob sleek-chic petite, I fit those
En Vogue, I do what you can`t know
I`m runway, you know they a side show
I`m first page, the mainstage as I pose
The one dame, the one name that y`all know
«Anna Wintour», Azealia Banks
Иногда бывает полезно узнать из какого сора рождаются даже самые непритязательные кино-картины, чтобы оценить труд их создателей по достоинству. Битву книги и фильма «Дьявол носит Prada» я бы окрестила, как битву подделки и оригинала. Как рубрику — до и после. И, как ни странно, плюсики и овации заслуживает не литературная основа, а ее экранизация.
Я не сноб, и прежде, чем открыть книгу, не возлагаю на нее несбыточных надежд. Ведь глупо ожидать от бульварного чтива сложной структуры повествования. Главная задача — развлечение легким слогом и простыми истинами, что дружба и любовь важнее резинки. А если история будет еще и с юмором, то с легкостью можно сказать, автор со своей задачей справился. Книга «Дьявол носит Prada» попадает под все категории чтива, необременительное сопровождение в дороге на работу — простая девчонка пытается пробиться в большом городе, параллельно огорошивая читателя подробностями личной жизни, которая, как и у всякой простой девчонки, не фонтан, но зато понятна очень многим. Вопрос в другом, насколько качественно выложилась Лорен Вайсбергер в каждом пунктике — слог, мораль и юмор, чтобы из списка покупок получилась полновесная история?
По мне, большой удачей в писательской карьере Лорен Вайсбергер оказалась работа в офисе Анны Винтур, из которой она выжала максимум относительно собственной шкалы моральных ценностей. Потому что книгу «Дьявол носит Prada» кроме как сплетней, пусть и правдивой, не назовешь никак. Что удается Лорен, так это держать баланс между высмеиванием гламурной публики больших журналов и снисходительностью к ней — нужно быть последней идиоткой, ну или очень смелым человеком (как Орсон Уэллс), чтобы клеймить тех, кто является основным потребителем ее творчества.
А что не удается? Ну, начнем с главной героини. Провинциалка Андреа Сакс могла бы спокойно остаться под крылышком обеспеченных родителей, но какой-то внутренний голос все твердит — так нельзя. У нее есть тыл и комфорт, ей не нужно ломать голову, как оплатить аренду жилья и набить желудок, то есть работа для нее — это не средство к существованию, просто она хочет стать писательницей. И это странно. На протяжении всего романа я не обнаружила у Андреа исключительных интеллектуальных способностей — она кичится незнанием французского, выходные сливает в компании полупьяной подруги за просмотром телека и не проводит ни одной литературной параллели (думаю, что сцена упаковки элитного шампанского, как параллель с перебиранием гороха в «Чуме» Камю — это сугубо мой экзистенциальный нарратив). Удивительно, но все (или почти все) персонажи книги «Дьявол носит Prada» так легко влюбляются в Андреа, или симпатизируют ей, но почему-то мне так трудно это сделать.
Теперь — антагонист. Миранда Пристли (читай, Анна Винтур) — главный редактор журнала мод «Подиум» всплывает в тексте без фанфар и прелюдий, а как обыденный предмет интерьера, к которому привык изо дня в день, что даже почти его не замечаешь. Лорен Вайсбергер не считает нужным погружать читателя в атмосферу мира моды, в глазах Андреа все это похоже на гаражную распродажу, в которой царит безвкусица и эпатаж, а заправляющая этим базаром обладает фантастической способностью переваривать жирную пищу и при этом влезать в нулевой размер. Книжная Миранда Пристли не страшна, и совсем не властна, скорее она кажется избалованной чудачкой, живущей в мире, оторванном от реальности. Вообще, Лорен Вайсбергер нанесла мне психологическую травму, теперь, глядя на фотки Анны Винтур, я буду вспоминать грязные тарелки с жирными колбасками и сыром, и грязные руки, отскабливающие засохшую еду и вытирающие их о брендовые вещи. Какая мерзость — описывать бытовые подробности вместо того, чтобы включать ум и фантазию.
А теперь о фильме. Сразу же хочется отметить работу сценаристки Алин Брош Маккенна. Зная, с каким текстом ей пришлось работать, могу утверждать, что она перекроила его в абсолютно новый материал, из которого создали действительно качественную вещь. Имея такие сравнения, понимаю почему сценаристы бастуют. То, как они подчас переплавляют литературную основу в кинематографические образы, достойно больше, чем просто аплодисментов. Благодаря Маккенне в фильме появилось то, чего нет в книге — атмосфера, конфликт, завязка и кульминация и все это в традициях старых добрых романтических комедий. Исчезла пошлость, грязь, сплетни, нытье, лишние персонажи. У Андреа появилась мотивация для работы в «Подиуме», а у Миранды Пристли двойное дно. Фильм было интересно смотреть от начала и до конца. И конечно, помимо бодрого сценария, это заслуга и актеров.
Энн Хэтуэй продолжает взрослеть и в «Дьявола…» переносит немного из «Дневников принцессы». Нескладная, саркастичная, больше умница, чем красавица, она все же способна покорять сердца своей непосредственностью и честным взглядом на происходящее (а то, что случилось в Париже, пусть там и останется). Эмили Блант, больше известная мне своими драматическими ролями в кино, удивляет меня своим комедийным талантом — все самые смешные сцены «Дьявола…» («я люблю свою работу, я люблю свою работу») приходятся на ее Эмили, и это единственное, что роднит и книгу, и фильм — преданная патрону, она все же обладает добрым сердцем. Ну и конечно, восхитительная Мэрил Стрип, заслуженно получившая «Золотой глобус» за роль Миранды Пристли. Она безукоризненна. Одним взглядом способна и сокрушить, и возвысить. Все крутится вокруг нее: одним дискурсом о небесно-голубом цвете джемпера Андреа, она громит ее саркастичное невежество и одновременно наполняет фильм историей моды, дарит ему атмосферу этого вида искусства; конфликт фильма также строится вокруг ее персонажа — подковерные интриги руководства нужны для того, чтобы подчеркнуть ее волевой характер, а проблемы на личном фронте — что она такой же человек, уязвимый в минуты слабости. Поэтому и противопоставление Андреа и Миранды сложилось в фильме в более достоверную картину — сразу понятно от чего Андреа отказывается и в пользу чего. Экранная Миранда Пристли — 100% дьявол, искушающий, порабощающий, но также и обладающий дерзким умом и железной хваткой.
Как итог, чтобы я посоветовала — книгу или фильм? В данном случае можно спокойно обойтись без книги, но если хотите оценить труд съемочной группы «Дьявол носит Prada» по достоинству, с книгой стоит ознакомиться. Мои овации всецело на стороне фильма.