Фильм о ЛюдяхЛюбой фильм — это посыл. Если в кино нет идеи, то это просто видео ряд, картинки сменяющие друг друга под звук диалогов и музыки. В ленте «Живые и мёрвтые» (далее ЖиМ) столько всего, ведь по сути это собрание кратких рассказов о судьбах различных людей, но они пронизаны одной идеей. Но об этом позже.
Начать хочется с замечательного актёрского состава. Молодые Лавров и Табаков, обаятельный Ефремов-старший, и многие другие замечательные актёры советского кино. Отдельного внимания заслуживает Величайший (не могу в данном случае писать с малой буквы) Анатолий Дмитриевич Папанов. Известный и полюбившийся мне ещё с детства по ролям в Бриллиантовой руке и 12 Стульях, в ЖиМ он предстал передо мной в совершенно ином амплуа. Его персонаж — эдакий гимн человеческому духу, незгибаемости и отваге. Я не очень люблю истории, где персонажи делятся на «хороших» и «плохих», но комбриг Серпилин для меня тут выступает однозначно положительным персонажем.
С актёрами вроде бы разобрались, перейдём к персонажам. Тут у нас есть и «герои», и «подлецы», и «нейтральные», хотя как говорит главный герой Синцов: «Нечего тыкать другим в глаза свою злость, все мы сейчас на войне одинаковые: и злые — злые, и добрые — тоже злые! А кто не злой, тот или войны не видал, или думает, что немцы его пожалеют за его доброту.» Главное тут одно: все герои «живые». не приукрашенные, веришь каждому слову, каждому ударом кулаком по столу, каждому ругательству. Сопереживаешь одним и презираешь других уже с первых секунд знакомства с персонажами.
Что до сюжета и постановки, то замечательную книгу Симонова «впихнуть» в трёхчасовой фильм действительно сложно, но Александру Столперу удалось передать и атмосферу, и характеры, и главную идею книги (по крайней мере то, что я в этом нашёл). иногда смена кадра кажется довольно резкой, но это предаёт фильму некую изюминку, зритель просто не успевает заскучать, глядя на одних и тех же персонажей — его тут же переносят в другую локацию. Несмотря на то, что фильм советский, он довольно критично описывает события 41-го года, а его персонажи по разному реагируют на происходящее: кто-то свято верит в в то, что «товарищ Сталин не знал, потому что его генералы ему не сказали», кто-то всё прекрасно понимает, что показательно описывается в одном из диалогов: «ведь не могли же не знать, но почему же бездействовали? — Сам всё знаешь не хуже меня, врать не стану, а правду сказать не имею права». Фильм, как по мне, качественно выделяется на общем фоне «советско-патриотического» кино, при этом не сильно углубляясь в самодурство командиров «комиссарщину», как это стало популярно в постсоветском кинематографе.
Отдельно хочется описать режиссёрскую работу: музыкальное оформление, спецэффекты, костюмы, оформление и т. д. Что до музыки, то её в фильме нет. И это огромный плюс, как по мне. Вместо неё, атмосферу «накаливает» голос за кадром. Почему-то сразу вспоминается мультфильм «Пингвины», где диктор своими комментариями об утопающем папе-пингвине с камушком вместо яйца детёныша заставляет рыдать крокодильими слезами не только детей (лучше вообще не показывайте им этот мультик лет до 15ти), так и взрослых. И этот голос, возвращаясь к ЖиМ — вторая отличительная черта (и однозначный плюс) кинокартины. Костюмы в фильме хорошие, солдаты выглядят действительно потрёпанными в боях, а не только что покинувшими гримёрку, оружие настоящее, всё выглядит натурально. Даже обшитые картоном Т-34 под немецкие «панцеры» (или что там ещё должны были изображать эти «танки») не портят общего впечатления от фильма. Важно, конечно обратить внимания, что хотя фильм и военный, но как таковых батальных сцен там практически нет. Потмоу что фильм в первую очередь о людях.
Резюмируя скажу, что после просмотра свыше 50ти художественных кинолент, посвящённых событиям Второй Мировой Войны, снятых в разных государствах, фильм «Живые и Мёртвые» остаётся для меня одним из лучших и самых любимых фильмов. Его стОит смотреть и пересматривать — каждый раз в нём можно найти что-то новое, ранее упущенное, или просто наслаждаться великолепной игрой актёров. И главное, помните, что это фильм о людях, его идея (на мой взгляд) в том, что человек всегда должен оставаться Человеком (вот тут трудно не наспойлерить) независимо от обстоятельств, в которых оказывается по прихоти судьбы.