Какая Пандора, какие нави?! Восточносибирские эвенки — вот это тема!Рядовой Бадоков (эвенк), моему будущему деду, во время Великой Отечественной войны — честно, как сослуживец сослуживцу: «Ха-ха-ха, какой эвенк дом?! Эвенк тайга ходил, белка глаз бил, а ты спрашиваешь, где эвенк дом!»
Людям среднего поколения хорошо знаком фильм со столь неполиткорректным и религиозным для не верящей ни в сон, ни в чох советской эпохи названием — «Злой дух Ямбуя», в пору их юности ассоциировавшийся с чем-то запредельно дерзким, вызывающим, почти бунтарским. Никаких подвигов ленинцев и трудовых будней пролетариев — вместо этого дикая лесотундра тех задворок Союза, где немногочисленным местным жителям глубоко плевать, какая власть в Москве, да и само слово «Москва» никому ничего не говорит… Ну разве что какой-нибудь умник из числа туземцев рискнёт предположить, что Москва — это далёкая-далёкая страна русских, где у всех много-много оленей…
Нет, серьёзно: есть отчего вспомнить такое кино нашим отцам и дедам — шутка ли, во время оно любой боевик, ужастик или вестерн отечественного производства неизбежно наводил шороху на не испорченные западными штучками советские массы! А здесь, кроме всего прочего, есть даже сцена поедания людьми самой натуральной медвежатины — и это даже до выхода печально известного итальянского гора (gore — оно и в Африке, тьфу то есть в Южной Америке горе, горюшко горькое то бишь) «Холокост каннибалов»! Если б создали «Злой дух Ямбуя» не в «Империи Зла», а в богобоязненной Италии, как «Холокост каннибалов» (где, как ни трудно в это поверить, во время съёмок погибло всего ничего — только пара рептилий типа змеек и черепах), то режиссёра «зелёные» точно бы укокошили — за то, что вместе с эвенкийскими статистами массовки актёры смаковали мишуткин череп; за то, что оператор выхватывал кадры, как не испорченные цивилизацией сибирские туземцы ножичками срезают лучшие куски мяса с поджаренной головы русского бера! Но это ещё что! У старейшины эвенкийского племени нет ушей, и матриарх со знанием дела поясняет русским: мол, заблудились бы в глубоких снегах, как он, — тоже бы небось не побрезговали утолить голод собственными ушами али ещё какой-нибудь выступающей частью тела, быть бы живу! Одним словом, советский ужастик — он такой себе ужастик, что и показывать ничего особо не надо, сама атмосферность и лексика фильма утрёт нос большинству западных ужастиков с самыми актуальными спецэффектами!
Конечно, без ляпсусов тут не обошлось. Например, если знать, где находится пресловутое урочище Ямбуй, то становится понятно, что на месте эвенков на самом деле должны быть эвены. Но в конце концов, это только сами эвены и эвенки без труда различают друг друга, а русские, даже самые образованные, путают их сплошь и рядом. Так, в Матёре, если верить сибирскому писателю Валентину Распутину, жила одна «тунгуска», и односельчане шутливо называли её «твоя эвенка», но ведь «тунгусы» — это эвенки (муж. — эвенк, жен. — эвенкийка), а для эвенов (эвен и эвенка соответственно) синоним совсем иной — «ламуты»! Но какие вообще претензии к съёмочной группе, если исполнители главных ролей эвенков, Ольга Ензак и Родна Ешонов, — вообще тувинцы?! А снимали — не в районе приохотских хребтов (где расположен реальный Ямбуй), а в каком-то якутском стойбище эвенков! Скажите спасибо, что хотя бы в массовке в самом деле снимались эвенки (так что эти дошколята, духом не умеющие читать, но зато прекрасно управляющиеся с оленями, — в самом деле дети эвенков, а остальные актёры не обязаны быть теми, кого они играют, а лишь обязаны хорошо играть, и здесь они играют хорошо, хотя это и не очень известные актёры.)
Так что это и впрямь очень сильный фильм для своего времени. Хотя и явный анахронизм для начала XXI в., способный разве что привлечь интерес ностальгирующих граждан не существующего ныне государства и их детей, по каким-то причинам отвлёкшихся от гаджетов и спутникового ТВ и обратившихся к постижению реалий восточносибирской глубинки!
Или не анахронизм? Задумайтесь на секунду, так ли уж изменился быт таких мест, как Ямбуй, с осени 1949 г., когда русские картографы и эвенкийские (эвенские, якутские,… — нужное подчеркнуть) охотники вступили в бой с чудовищем, охранявшим эти девственные места от натиска цивилизации?..
7 из 10