Свет в конце тоннеляПеред нами философское роуд-муви, если можно так сказать. Ведь в классическом смысле роуд-муви — кино о дороге, фильм-путешествие, герои которого находятся в пути.
В данном контексте фильм «Конец» целиком и полностью соответствует киноведческому определению, только показанная в нем дорога — вся человеческая жизнь. И на экране перед нами действительно проносятся картины пути: размытые лица пассажиров, неясные контуры мира за окном, люди и тени людей.
Под стук колес вместе с автором и героями фильма несемся мы навстречу непроницаемой темноте тоннеля. Тоннель этот — и первоначальная тьма жизни, из которой она берется и которой еще до тоннеля весьма насыщен кадр, и воплощение неизбежного конца, и потаенная надежда на перерождение, ибо тьму в конце тоннеля сменяет свет. А возникающее из этого света слово «Конец», вынесенное в заглавие картины, двусмысленно свидетельствует и об окончании фильма, и о конце пути под названием жизнь. Грустное лирическое напоминание от режиссера о той станции, на которую мы все рано или поздно приедем.