Музыка и гражданская войнаПо формальным признакам - истерн о Гражданской войне. Преследуя иностранных коммерсантов, кои хотят вывезти из страны ценную коллекцию старинных смычковых инструментов Гварнери, чекист в компании с квартетом музыкантов, привлечённых в качестве экспертов, совершает путешествие из Москвы в Одессу в переоборудованном товарном вагоне. В стране ещё смута, недобитые банды, поэтому будут и погоня с перестрелкой, и тайные агенты, и незатейливый быт эпохи Гражданской войны. На первый взгляд, к исторической реальности фильм имеет мало отношения. Причёски у героев уложены по моде 70-х, одеты все - с иголочки, и изяществу и вкусу, с каким подобраны одежды героини актрисы Татьяны Ивановой (агент ЧК Анна Сушко) может позавидовать любая современная модель с показа мод. Работа художника по костюмам, художников-постановщиков, оператора отменны, Фильм красиво снят. Ладно, фильм-фэнтези о Гражданской войне.
Если посмотреть на 'Квартет Гварнери' под другим углом, то перед нами культурологический детектив. Отвлечёмся от идеологических пристрастий (кто - за красных, кто - за белых). В фильме формулируется чёткая и актуальная и для наших дней система ценностей. Музыка, культура - это высшая ценность, даже во время Гражданской войны. Интеллигенция, честно выполняя свою работу, служит стране и народу. Музыка, осмысленный звук формируют душу любого человека, и никакие деньги, идеологии, войны и социальные катаклизмы не в состоянии этого факта изменить. Мне кажется, что в западном кинематографе 70-х были только отдельные подходы к такой культурологической проблематике. Как ни странно, ближайший аналог (снятый в совершенно иной эстетике, с иными художественными достоинствами и на ином материале), который вспоминается навскидку - это (не удивляйтесь) французский фильм 'Все утра мира'.
Хорошо подобран музыкальный ряд. Музыканты из 'Квартета Гварнери' исполняют итальянскую барочную музыку XVIII века, и в музыке старых мастеров находят духовную напряжённость, отражающую эпоху революционных перемен. Характерно, что люди-осколки Российской империи показаны в фильме с симпатией. Коллекционер Буторин (в исполнении Вацлава Дворжецкого) бескорыстно передаёт свою коллекцию иностранцам, надеясь спасти её от гибели в Советской России. Отставной царский генерал в Одессе отдаёт свою коллекцию старинных инструментов музыканту из Большого театра, увидев, что музыка в России не умерла и востребована.
Фильм под настроение, со 'вторым дном'. Можно в нём увидеть всего лишь очередной наивный советский истерн-детектив, ну а можно его смотреть как фильм о музыке и музыкантах - связывающем элементе культуры любого общества.