Все лгутСобственно говоря, «кошка» Мэгги — не самый главный персонаж этой картины, снятой по ещё одной пьесе Теннеси Уильямса, в очередной раз рассказывающей нам о людях и их отношениях. Только теперь Элизабет Тейлор вместо Вивьен Ли и Пол Ньюман вместо Марлона Брандо. Что ж, замена вполне достойная, а Ньюман в одной из своих первых значимых ролей уже приятно удивляет, изображая рано разочаровавшегося в жизни молодого человека, который — как, увы, и многие в этом случае — глушит боль бутылкой. О том, как восхитительна и обольстительна Элизабет, думаю, даже и говорить не стоит. Она действительно настоящая «кошечка», которая пытается вонзить коготки в своего непокорного мужа, хотя, кажется, питает к нему искренние чувства. Но это довольно привычные вещи, этакие «сцены из супружеской жизни».
Куда интересней и значимей конфликт отца (вот уж правда большой папа) и сына, которые всё пытаются поговорить друг с другом, но постоянно что-то мешает. Что не удивительно при балагане, который устраивают детишки и жена старшего сына, чьи намерения так очевидны, что от них тошнит с самого начала. Но так случается, что в эту тёмную ночь, при бушующей грозе наружу прорываются все эмоции и скрытые ранее недомолвки между членами этой семьи. Брик и его отец проникаются друг к другу тёплыми чувствами, пускай ненадолго, пускай смерть близка, но эти улыбки на их лицах после разговора говорят о многом, ведь так приятно прямо и начистоту высказать всё, что наболело за долгие годы. Это и повод осознать свои ошибки, признать их и окинуть мир свежим взглядом, что и делает Харви Поллит. Он выходит на улицу и видит, что там распогодилось и дышать стало легче. И даже непримиримый Брик вроде бы позабыл о выпивке и смеётся вместе с отцом над царящим в комнате
«запахом лицемерия».
И этот запах царит, на самом деле, во всём мире вокруг. Всё прогнивает и погружается в ложь, имеют значение только богатство и деньги — его неотъемлемая часть. Ложь чувствуется во всех словах и жестах, во всех поступках и намерениях, кроме тех редких моментов, когда крик души глушит всё остальное, и правда всё-таки вырывается наружу.
«Семейный кризис раскрывает в нас всё лучшее и худшее» — печально и с улыбкой произносит Гупер Поллит. Так оно и есть, и честно — побольше бы нам таких кризисов в жизни. Может, хоть что-то поймём.
Фильм берёт тем, что это по сути — всё один большой диалог длиной в полтора часа, оторваться от которого невозможно, когда уже так погрузился в чужие семейные проблемы. Но вот название фильма — хотя и забавное — но немного не о том. А вообще, наверное, это нормально, не стоит сразу раскрывать карты, вся прелесть должна остаться за кулисами, пока их не распахнули после долгого ожидания. Мне вспоминается фильм Бергмана на ту же тему — «Осенняя соната», где дочь признаётся матери, что ненавидит её за своё ужасное детство, лишённое любви, ласки и материнской заботы. Это такой же разящий, но более яркий и удачный пример того, как одно откровение может перевернуть всё, поставить крест на старых отношениях и, возможно, дать шанс начать всё с начала. Но и «Кошка на раскалённой крыше» полна смысла и завораживающего повествования и разных деталей вроде подвала, набитого накупленными вещами в поездке по Европе. Потрачены миллионы, но любовь не куплена, а вещи стали просто хламом, который гневно крушит Брик. Тут мне опять же видится отсылка к другому шедевру кино — «Гражданину Кейну», ведь Чарльз Фостер Кейн точно так же окружал себя мёртвым грузом самых разных вещей.
Всё это можно было бы сказать и чуть короче — фильм мне понравился. Удивительно иногда наткнуться на подобные вещи, среди довольно штампованного американского кино тех годов (правда, от него приятно веет запахом старины и чувством стиля). Открыл для себя так же и другую сторону таланта такого актёра, как Пол Ньюман, которого привык видеть аферистом или главарём банды. Так же пополнилась моя коллекция «красоток» в кино — думаю, вы поняли, о ком я.
Ах, да, чуть не забыл — очень советую посмотреть этот фильм.