Читать пьесы Теннесси Уильямса — одно удовольствие, особенно для меня, еще со школьной скамьи невзлюбившего этот жанр. Но произведения великого американского драматурга изумительно читаются, превосходные диалоги, искусно выписанные характеры плюс сложные, нетривиальные конфликты — все это обеспечило Уильямсу мировую славу и Пулитцеровскую премию. Но, поскольку драматург являлся представителем нетрадиционной ориентации, он умудрялся вплетать эту тему в свои произведения, что, учитывая время, в которое он творил, было занятием рискованным. И делал он это настолько изящно, умело, и абсолютно не вульгарно, что его пьесы только приобретали остроту и драматизм. А вот с переносом этих акцентов на экран возникали проблемы, поскольку обыгрывать такую скользкую тему соглашались далеко не все, ЛГБТ-тематика была фактически под полным запретом на экране, и до лент вроде «Детского часа» было еще несколько лет. И если в экранизациях «Трамвая «Желание» и «Внезапно, прошлым летом» ретуширование гей-мотивов никак не повлияло на сюжет, то в «Кошке на раскаленной крыше» нарочитое избегание темы латентного гомосексуализма Брика просто-напросто разрушило весь основной конфликт, поскольку не читавшему пьесу зрителю будет трудновато понять суть разногласий между Бриком и Мэгги, и почему он не хочет такую роскошную женщину. Вместо этого авторы пытались исхитриться, представив осью конфликта гипотетическую измену Мэгги с лучшим другом Брика Скиппером, что выглядит, мягко говоря, натянуто. Вдобавок все остальные острые углы оказались сглажены, взять к примеру речь Большого Па наедине с Бриком, его отношения с Большой Ма (Джудит Андерсон, гениально сыгравшая в «Ребекке» Хичкока миссис Денверс, здесь никак не вяжется с тем образом, что описал Уильямс в пьесе), плюс эта натужная попытка помирить всех в финале и сделать своего рода хеппи-энд, что никак не соответствует оригинальному замыслу. Ньюман и Тейлор вместе смотрятся просто роскошно, но роль Мэгги я бы не назвал особо выдающейся, особенно в этой интерпретации Брукса, дело тут вовсе не в ее игре, а в прописанном сценарием персонаже.
Решив, что американскому зрителю будет не особо приятно смотреть мрачную семейную драму, авторы чрезмерно отполировали и «прилизали» ее, сделав красивую и гламурную историю с эффектными позами и любованием невероятной красотой Элизабет Тейлор в ослепительном белом платье. Лично для меня такая трактовка стала минусом, поскольку я ожидал более острого, напряженного и эмоционального действия. Тем не менее, критикам и зрителям фильм понравился, он отлично прошел в прокате и удостоился 6 номинаций на «Оскар», но одной из лучших экранизаций Уильямса я назвать его не могу. Как и в случае с «Лолитой» Кубрика, более достоверная демонстрация главных идей такого литературного первоисточника в то время была бы чрезмерно скандальной и в силу цензурных рамок 50-60-х гг. просто не могла быть реализованной, оттого вышло добротное, но безнадежно проигрывающее своей литоснове творение. В результате название ленты обманывает ожидания, здесь нет той самой «раскаленной крыши», нет того накала страстей, жара эмоций, жестокой правды жизни и смерти, о которой говорил Большой Па. С этой крыши кошке нет нужды прыгать вниз, уж больно она прохладна и комфортна.
7 из 10