Хочу и баста, или Собаке — собачья смерть!С первых кадров фильма — гипертрофированно сложный, трудный подросток, Кес Мадиган (Люк Эдвардс): не по возрасту рассудительный и логичный, но спесивый и замкнутый. Слишком яркие аллегории и параллели (лягушка, бросающая своих детей), и слишком яркая ненависть. В прочем, в таком возрасте, все эмоции ярче…
Трудность этого подростка передана безошибочно! На протяжении фильма мы наблюдаем, как он борется с собой, говорит и думает разное, сопротивляется, но, всё же, поддаётся, ибо сынОвья любовь к матери берёт своё, несмотря на последствия, которых он просто не понимает.
Мальцы, вообще, сыграли классно — особенно самый младший, Бен Мадиган (Джои Зиммерман). Наблюдая потрясающую актёрскую игру, демонстрируемую нам актёрами-детьми, невольно задаёшься вопросом: а как же им это удаётся — так глубоко и эмоционально прорисовать свой персонаж, во всех деталях и подробностях характера и поступков — ведь это нельзя сделать просто, потому что попросил режиссёр! Напрашивается, наверное, единственно верный ответ: дети лучше чувствуют эмоциональную обстановку, и способны более тонко её отыграть — чего, к сожалению, нельзя сказать о большинстве взрослых актёров, иначе бы кинонаград на всех не хватало…
По сюжету: Слишком быстро, как мне кажется, зрителя окунули в суть происходящего. Предыстория событий показана очень размыто, в виде полусна или мыслей мальчика. Возможно, заранее не зная фабулу этой истории, не все зрители сразу поймут, в чём дело. Изначально не ясна подоплёка действий и поступков Джудит Мадиган (Джейми Ли Кёртис): не помешало бы пояснить, какова её мотивация. Я считаю, что незначительное увеличение хронометража ленты — минут на пять, посвящённых раскрытию персонажа Джудит, пошли бы лишь на пользу…
Смысловые оплошности: Зачем, в помещении для некурящих, на столе некурящего человека, стоит пепельница!? — для того, чтобы подчеркнуть норов главной героини, заявляющей о своей решительности и крутом нраве, нарушая мелкие «школьные» правила?! «Снаружи» — вроде как понятно, но «изнутри» — притянуто. Не верю.
В фильме интересная операторская работа: ракурсы «снизу» (разбивающийся аквариум) и «из-под» — очень оригинальны, в особенности «из-под» тех предметов, дно которых, в принципе, не прозрачно (макет здания). Очень неожиданно, но прекрасно исполнены «напугашки» — пара моментов в фильме, которые так бы и остались просто моментами, если бы не оператор и звукоинженер. Супер!
Вообще, не могу не отметить занимательность и продуманность визуального ряда киноленты. Великолепно прорисован контраст темпераментов и идеологий героинь, иносказательно и столь тонко продемонстрированный нам на контрасте их автомобилей: «тихая гавань» всех американских домохозяек и семьянинов — бежевый Вольво-универсал, против хищного, агрессивного и стремительного купе от Мерседес. Этакие Круэлла ДеВиль, желающая, абсолютно любой ценой, заполучить щенят, и Анита — из сказки про 101 далматинца!
Тема противостояния вторжениям в личную жизнь (или жилище) — весьма любима американцами, так дорожащими своей юридической системой, со всеми её судебными запретами, святостью частной собственности и судебными «распилами» детей. Качественные фильмы на эту тему снимаются не так часто, и, имея общую генеральную линию, часто могут иметь несколько разную поджанровую направленность: «Рука, качающая колыбель» (США, 1992 г., реж. Кёртис Хэнсон), «Незаконное вторжение» (США, Япония, 1992 г., реж. Джонатан Каплан).
Про смерть в заголовке рецензии — это вряд ли спойлер, ибо все подобные фильмы заканчиваются сходно, и финал их легко просчитывается, ещё за многие сюжетные повороты до своего наступления. Однако, такая смысловая прозрачность ничуть не отнимает у фильма интригу и напряжение, заставляя сопереживать персонажам, до самого конца…
10 из 10