Настоящий РустерПару лет назад, вскоре после выхода на экраны второго фильма -экранизации романа «Железная Хватка» Чальза Портиса братьями Коэнами, по каналу АМС целый день показывали фильмы с участием американской экранной легенды Джона «Дюка» Уэйна, и первый True Grit (1969) Генри Хэтэуэя, название которого переведено как «Настоящее Мужество», был один из них. Роль одноглазого Рубена «Рустера» Когберна, судебного исполнителя в Форте Смит, Арканзас,1877, неохотно согласившегося помочь 14 летней девочке Мэтти Росс найти убийцу её отца, принесла Джону Уэйну его первого и единственного Оскара за лучшую мужскую роль. За неделю до этого, я посмотрела в кинотеатре фильм братьев Коэнов. Мне очень хотелось посмотреть первую экранизацию, вошедшую в историю как классика вестерна и одна из лучших ролей Уэйна и не то что бы сравнить оба фильма (я не сомневалась, что они будут абсолютно разные), но иметь своё представление об обоих. После просмотра обоих фильмов, скажу, что оба очень хорошие, каждый — продукт своего времени, и оба рассказывают одну и ту же историю с разных позиций. Фильм Коэнов — это история Мэтти, она в центре всех событий и зритель отожедствляется с ней. В этом плане концовка фильма, которая драматически отличается он концовки Уэйновской версии, но правдиво следует за романом, абсолютно оправдана и единственно возможна.
Фильм Хэтуэя ставит в центр Рустера Когберна — Уэйна и «Дюк» возвышается над всем и всеми в роли взрывного судебного исполнителя с железной хваткой, выпивохи, буяна, ну в общем, рустера, которого 14-летняя девочка наняла, чтобы найти и покарать убийцу её отца. Концовка старого фильма — замечательна именно для него, и смотрелась бы фальшиво в фильме Коэнов. Мне лично больше нравится фильм Коэнов — он сжатый, динамичмый, атмосферный, и его визуальное решение мне кажется идеальным, а сцена, в которой Рустер верхом скачет день и ночь с теряющей сознание Мэтти, просто гениально снятой Роджером Дикинсом. Фильм Хэтуэя — очень красивый, но какой-то слишком яркий и солнечный для жестокий истории, которую он рассказывает. Кроме того, мне не очень (а точнее, совсем не нравится) типичная «вестернская» музыка, которая сопровождает старый фильм. На положительной ноте, очень было здорово увидеть в небольших, но важных ролях совсем молодых Роберта Дюваля (Нед Пеппер) и недавно, к сожалению скончавшегося, Денниса Хоппера (Мун). Что же до центрального образа, «Рустера» Когберна, я отдаю предпочтение Джону Уэйну. Первый фильм вошёл в историю кино благодаря ему.
7 из 10