Конец гангстера.С момента выхода 'Лица со шрамом' прошло десять лет, и Брайан Де Пальма выпускает в 1993 году 'Путь Карлито', что стало очень показательным, знаковым явлением, которое просто так не назвать положительным. Режиссер между двумя фильмами пережил совершенно невнятный период, его триллеры и комедии не стреляли, как живший на пределе Антонио Монтана. 'Скарфэйс' сам по себе был достаточно запоздавшим криминальным боевиком, когда мода на преступников на киноэкране уходила в закат, но привлек шикарной визуализацией эпохи фиолетовых 80-х с Лорой Браниган в магнитофонах. Поэтому возвращение к истокам спустя еще десятилетие - весьма сомнительный шаг. Тем не менее, пребывающий в творческом кризисе Де Пальма на него пошел, а Юниверсал щедро выделили ему 30 миллионов долларов. Результат дал понять, что такого рода кино, прямолинейное и не имеющее сценарных изысков, рассказывающее о простых и не несущих чрезмерной морали вещах, и есть верная стезя режиссера, где ему можно комфортно быть одним из видных представителей даже без практических изменений в структуре ленты.
Вообще, при начале просмотра может возникнуть ощущение, что криминальная новелла 'Путь Карлито' не совсем корректно обозвана, ведь как такового пути вроде бы не показали. Фильм начинается с того, как стареющий волк криминального мира Карлито 'Чарли' Бриганте выходит досрочно выходит из тюрьмы, отсидев всего пять лет из тридцати - жизнь перевалила экватор, а первые преступления и время в кутузке остаются за кадром. На самом же деле Де Пальма очень тонко наименовал свой фильм: Карлито получил вместо сумрачного времяпрепровождения за решеткой настоящий подарок судьбы, второй шанс пойти одной дорогой с обществом и законом. Он и пытается порвать с криминалом, выторговать мечту в виде бизнеса с прокатом автомобилей, а окружающий мир только сопутствует Чарли равнодушием как к бывшему авторитету и возрождению старой любви с танцовщицей Гейл. Но когда его кучерявый адвокат Дэйв Клейнфилд попадает в передрягу с мафией, образующийся мирный уклад жизни Карлито рушится. Он не может просто так взять и оставить в беде гниющего в кокаиново-клубном безумии правозащитника, единственного друга посреди удушающего Нью-Йорка. Отправить куда подальше этого еврея и жить спокойно - бесчестие для человека, кто давно не живет по понятиям. Противоречивый выбор заставляет понять Карлито и в порыве ссоры с возлюбленной сказать словно бы бессознательно, неявно 'Я не изменился'.
Вообще, гангстерский путь Карлито продолжается не только из-за сгнившего адвоката и смазливого племянника, над которым расправились с целью забрать и наличные, и наркотики. И дотошный детектив-пастух, кто подошлет еще одного сбитого братка с микрофоном, тут ни при чем. Погружаясь в болото мелкого криминального бизнеса Карлито познакомится с откровенно суррогатным персонажем Бенни Бланко, предназначение которого невнятно раскроется позднее; Пачанга, толстяк-приятель, всегда готов и ребенка порезать по указке Чарли. Поэтому как бы ни извивался откинувшийся блатной прошлых лет... скажи мне, кто твой друг как говорится. Набрав на дне приятелей, Карлито Бриганте действительно невольно возвращается в грязное закулисье Соединенных Штатов. Пресловутые 75 тысяч долларов - та же пустая отговорка, когда ты крутишься на грани уголовного кодекса. И ведь выбора нет: пять лет жизни за решеткой отняли лучшие годы и не научили человека жить по средствам, отчего на свободе он невольно стремится к осложнениям, запутавшись, кто друг и кто враг, всецело доверяя каждому, даже зная, что тот продался. На поддержание безнадеги Карлито еще и попадает в меланхоличный Нью-Йорк с холодными дождями и провонявшими героином переулками, где днем-то темно и опасно. Рука сама потянется к оружию в таком месте, отчего мотив вчерашнего гангстера убежать на солнечные острова - это непросто фантазия. Это - настоящая возможность стать человеком.
В черном нуароподобном Нью-Йорке не осталось настоящих людей. Город словно по лекалу перерисовался с другого мегаполиса Де Пальмы - Майами из 'Лица со шрамом', только с заменой светящихся в розовом вывесок на тесные кварталы барыг. Одной операторской работой, стилизацией видно, что режиссер опоздал вновь, его фильм выглядит устаревшим, пытающимся уподобиться моде Голливуда на пост-нуар. Он потерял Джорджо Мородера, а своего Брайана Ино не нашел, поэтому и звучит кино непритязательно. Даже действия картины происходят в 1975 году. Получается, так и не научившийся снимать в ногу со временем Де Пальма создавал 'Путь Карлито' обнадеживающим триллером, со ставкой на простые, но не пустые принципы в сюжете. А помогали ему именно что его персонажи в исполнении Аля Пачино, будто бы рожденного играть бандюганов разного калибра, и Шона Пенна, с которым режиссер установил творческие отношения в предыдущие годы. Парадоксально, но вся концепция фильма держится на герое Пенна, адвокате Клейнфилде, кто затмевает старого волка Бриганте. Только ввиду его передряг и гутаперчевого характера история движется вперед по закону Мерфи. Однако не одной криминальной драмой выделяются события. Наличие Клейнфилда - это прямой упрек обществу от режиссера. Оно погибает от таких раковых опухолей, как тот, кто обещал защищать, а сам переступает. С монтировкой в одной руке и со шлюхой в другой адвокат вдыхает наркотики в ноздри, когда его жизнь висит на волосинке из-за ярости мафиози, - Клейнфилд безумен и порождает безумие вокруг себя, вовлекает в него Карлито, прекрасно понимая его честь.
И как тут быть? Мечты о бунгало на островке и счастливой семье становятся похожи на мечты Белоснежки о прекрасном принце - они сказочны, но кругом не страна Оз. Пусть кучерявый еврей и дальше разлагает все мыслимые представления о порядке, видящий все Карлито скорее ослушается Гейл под угрозой расставания, чем предаст пацанские понятия и окажется крысой, и сольется с мраком города-западни, выбраться откуда сродне бегству Дедала из лабиринта Миноса - где разбиться легче, чем выкарабкаться. Но, видимо, Де Пальма, который после данного фильма будет готовиться к закату своей фигуры в кино, таким воплощает путь Карлито, путь человека, в ком противоречат два мировоззрения. И за любой выбор Карлито, мужчины с морщинистым потресканным лицом, знающим несправедливость жизни лучше любого арбитра и прокурора, будет сложно осудить. Да, он не захотел стать честным мелким тружеником, но разве он мог измениться в сплошном окружении предателей и изуверов? Конечно, отдав долг обществу, Карлито Бриганте не отбелился полностью, но, кажется, если не давать конкретно ему второго шанса, то построить подающий надежды социум в целом невозможно.
7 из 10.