Кирдык немцам1943 год, Средиземноморье. Британия провела неудачную операцию по захвату греческого архипелага Додеканес, и теперь готовит к эвакуации 2 тысячи своих морпехов, застрявших на одном из островков. Однако, чтобы вывести оттуда людей, британским эсминцам предстоит пройти по одному единственному фарватеру, примыкающему к другому острову — неприступному Наварону, на котором размещен сильный гарнизон и мощная батарея из двух гигантских пушек, сметающая все перед собою. Уничтожить с воздуха эти чудо-пушки у англичан возможности нет — батарея находится прямо в скале. А потому командование идет на откровенную авантюру и отправляет на остров 6 морпехов под руководством скалолаза Мэллори. Группе предстоит «всего-то» доплыть до охраняемого острова, взобраться по отвесной скале, перестрелять немецкий гарнизон и взорвать пушки. А чтобы совсем легко не было, в группе будет присутствовать обязательно предатель.
Вся эта история о шести смельчаках в одиночку разбросавших целый гарнизон немцев выдумана от начала до конца знатным английским писателем Алистером Маклином, придумавшим буквально все, включая даже несуществующий остров Наварон. Из правдоподобия можно упомянуть разве что о Додеканесской операции, но и ту англо-американцы проиграли немцам. Более того, при желании можно даже раскритиковать общую фабулу этой истории. Ну, например, ни при каких условиях всего две пушки не способны уничтожить аж шесть эсминцев — просто не успеют. Или почему бы тем же эсминцем не идти под дымовым прикрытием? Наконец, а что мешает эвакуацию провести с другой стороны острова, и даже если там не позволял фарватер, морпехов до эсминцев можно было доставить на катерах и лодках… В конце концов, странно, что вообще эвакуацию проводят на эсминцах — для этого существуют транспортные суда. Но, друзья, это все софистика не имеющая никакого отношения к данной ленте.
Работа англичанина Ли Томпсона подкупает в первую очередь своей приключенческой авантюрностью. Это принципиально новый взгляд на формирование канонов военно-приключенческих фильмов. Здесь наглядно виден переход от пафосно-эпических драм к индивидуально-геройскому кино, в котором итог миссии является сам по себе второстепенным, а главным становится сам ход роуд-муви. Шторма, проверки часовых, отвесные скалы, бесконечные перестрелки, интрига с предателем в группе, которая вообще набиралась по горячим следам, минирование объекта… По-большому счету, Томпсон именно в 1961 году приблизился к формату современного приключенческого кино, которое существует по сей день. Эпизодически что-то подобное создавалось и ранее, можно вспомнить, например, «Пять гробниц по пути в Каир» Билли Уайлдера, снятую еще в 1943 году (кстати, в год, когда происходили события данного фильма), но Томпосн еще и визуально максимально осовременил свою постановку.
Касательно звездного состава — Грегори Пек, Дэвид Нивен, Энтони Куинн — то он, учитывая визуально захватывающую концепцию фильма, был даже не обязателен. Более того, как по мне, Томпсон натащив массу узнаваемых звезд, наделил их совершенно нехарактерными конкретно этим актерам типажами. Менее всего это касалось Энтони Куинна, который, пожалуй, сыграл наиболее ярко роль обиженного судьбой греческого полковника-одиночку. А вот всегда интеллигентно правильному Грегори Пеку не хватало брутальности как для руководителя группы командос. Еще более выпадал типажом Дэвид Нивен, сыгравший шутника-подрывника, ненавидящего войну. Особо доставила фраза от 45-летнего Грегори Пека, который обращается к 51-летнему Дэвиду Нивену: «Сынок, ваше время стояния в стороне от войны закончилось. Теперь вы в этом по шее». Дэвид Нивен как-то на «сынка» в 61-м уже очень слабо был похож.
Хватает в фильме и других «дивных моментов» — это и откровенное нарциссическое красование в немецкой форме главных героев (все-таки надо признать в Третьем рейхе в плане эстетики был полный порядок), и мелькание каких-то невероятно глупых нацистов, которые попеременно то ловят, то теряют обнаглевших диверсантов… Но главное достоинство этого фильма — он переваривается практически на одном дыхании. И хотя спустя десятки лет можно точно сказать, что фундаментальным в жанре военных лент «Пушки острова Наварон» так и не стали, но следует также признать, что лента Томпсона в целом произвела заметное влияние на становление приключенческого кинематографа.
Странно, что немцы вообще продержались в войне до 1943 года, потому что судя по этой ленте, их всех раздолбать должны были две сотни британских морпехов. Но если оставить иронию, у англичан вышел весьма классный и увлекательный фильм, задавший новый темп всему приключенческому жанру.
7 из 10