Опять звонят колокола, а жизнь была и не былаОсновной линией фильма является сопоставление двух линий взаимоотношений братьев — первая линия относится к периоду Гражданской войны, вторая к современности. Режиссер не дает оценочных суждений, кто прав кто виноват, он просто фиксирует события и факты.
Гражданская война. В некое село приходит отряд белых. Они потрепаны боями и им нужен покой, один из командиров отряда родом из этого села, здесь он встречается с родителями, узнает, что его брат ушел к красным. Для отряда начинается мирная жизнь, кто то женится, кто то влюбляется, кто то просто хочет нормально жить. Но мир уже не прежний и покой героям только снится, нет ничего святого для людей. Междоусобная война извратила ценности и новые реалии не оставляют места сантиментам. Как результат брат пошел на брата, и случилась трагедия.
Современность. Побег заключенных, на их поимку отправлен отряд и парадокс — отряд преследуемых возглавляет брат одного из заключенных. В результате несчастного случая вертолет преследователей падает и происходит встреча, символизирующая собой связь времен. Под одной крышей оказываются и брат заключенный и брат вохровец, а приютил их переживший войны и лагеря бывший белогвардеец. Плюс они оказались в окружении бежавших заключенных.
Накал фильма во многом создается не только ситуацией, сколько воспоминаниями бывшего есаула. Но в Гражданскую он сражался с идейными врагами, среди которых был его брат, а за что сейчас сражаются друг с другом братья? Вся жестокость и губительность братоубийственной войны показана без прикрас и оценок современника. «А я ведь и был им враг» — говорит герой Михаила Глузского, тяжело переживающего давнюю трагедию и не находящего покоя. Образ Храма в фильме носит во многом собирательный образ, что Вера должна стать основой возрождения нации. Не будем забывать, что 1991 год был годом надежд возрождения государственности России и собирательного начала Православия. Может поэтому фильм Николая Фомина наивен местами, но таковым он смотрится из нашего времени, а в то время он был символом свободно мышления, когда режиссеры снимали без коньюктурных изысканий, а то что сердце и разум требовали.
В фильме заняты многие известные актеры — Михаил Глузский, его герой как зеркало русской души — не знающей покоя, Владимир Ивашов — великолепен в роли белогвардейского подполковника, Виктор Павлов неподражаем в роли сельского священника, Юрий Стосков в роли умудренного жизнью человека, лихой влюбленный есаул в исполнении Александра Панкратова — Черного, братья Торсуевы — после Электроника первое появление на экране, бесподобная Нина Русланова в роли деревенской разведенки. Актеры сыграли очень хорошо.
И отмечу заглавную песню фильма в исполнении Михаила Гулько, строчки из припева которой вынесены в заглавие, она как нельзя лучше отражает ситуацию в стране на тот момент и прошлые события, была ли жизнь у тех, кто воевал в Гражданскую и есть ли она у сегодняшнего поколения. Может моя оценка фильма и завышена, в нем хватает провисов, но происходящее на экране подкупает своей искренностью, жизненностью и не безразличием, в наше время очень немаловажное качество. Всякий раз пересматривая кино, не могу отделаться от эффекта присутствия в кадре, когда происходящее захватывает не только воображение, но и берет за душу.
10 из 10