С творчеством писателя Л. Платова я познакомился, прочитав в 12 лет повесть «Предела нет» о борьбе пленного советского разведчика с нацистским профессором-химиком. Секретная лаборатория профессора испытывала на заключенных газ, вызывающий безотчётный панический страх и ужас. Запомнилось посещение разведчиком кабинета профессора, где висел портрет фюрера с дарственной надписью: «Адольф Гитлер — профессору Бельчке. Миром можно управлять только с помощью страха!»
Повесть «Секретный фарватер», к сожалению, тогда не была дочитана мной до конца; но, вспоминая те подростковые впечатления от прочитанного, даже сейчас испытываю некоторое замешательство- насколько писатель был точен в описании изнанки тайн Третьего Рейха, словно он был тем самым разведчиком во вражьем логове! Вспоминаю, с каким интересом смотрели впервые этот фильм мои дедушка и бабушка. Ведь дед служил в годы войны именно в тех местах и именно на торпедном катере, а мой отец родился после войны именно в том самом Пиллау(ныне Балтийск).
Конечно же, фильм не повторяет слово в слово книгу. Он адаптирован, так сказать, для широкого круга зрителей, в том числе и для молодежи. Ведь детективно-приключенческий аспект — одна из главных составляющих сюжета. Именно поэтому остается в живых главный герой (А. Котенев) — во имя борьбы с нацистской подлодкой и ее экипажем. Борьбы, напряженной и страшной, отнявшей любимую женщину (Л. Гузеева). Кажущаяся несправедливость, от которой больно и зрителям, в чем-то оправдывается необходимостью показа истинного лица войны, где полный хэппи-энд имел слишком мало предпосылок для повсеместной реальности.
«Летучий Голландец» — это не только вражеская субмарина, подлежащая уничтожению. Не только лишь вместилище теряющих человеческий облик фашистских подводников, во главе с одержимым капитаном. Лодка эта — словно олицетворение всего нацизма, принесшего неисчислимые бедствия человечеству. Она и отняла у главного героя спутницу жизни, единственного любимого человека на всей Земле. Она и погубила в один миг несчастных граждан нейтральной страны, ставших невольными свидетелями ее появления в тропиках. Это она была связующим звеном в транспортировке новых технологий для Третьего Рейха от тех, кто стоял за финансированием и подготовкой мировой войны. И, наконец, она чуть было не стала спасением для нацистских бонз, пытавшихся бежать от гнева народов на край света. Ликвидация «Летучего Голландца» — не простое дело чести или удовлетворение азарта охотника. Шубин — это не капитан Ахав, отдавший всю жизнь свою вечной погоне за Моби Диком; и понятие «охотник-жертва» для него не стало единством и борьбой противоположностей. Для Шубина просто неприемлемо жить в одном мире с «Летучим Голландцем» и места им обоим на одной планете уж точно нет.
И потому Шубин готов идти по следу сколько потребуется, без устали и страха. И в завершении фильма, услышав «голоса с того света», понимает, что Герхард фон Цвишен (У. Думпис) свою войну заканчивать не собирается, а значит, говорить о мире — пока что рановато.
Очень удачный подбор актеров. Убежден, что Л. Платов, доживи он до экранизации своей повести, остался бы полностью удовлетворенным. Исполнители главных ролей А. Котенев и Л. Гузеева — как точная копия героев книги — бравого морского офицера Шубина и гордой красавицы Виктории. Без юнги Ластикова (безвременно ушедший В. Богатырев) фильму не хватило бы и душевной теплоты тоже.
Экипаж «Летучего Голландца»… поневоле напрашивается мысль — ну вот кто бы в те годы попытался пригласить на роль немцев не прибалтов, а актеров других национальностей? Как в свое время пошутил приятель после очередного просмотра фильма: «все предсказуемо, удивительно лишь, что режиссер не пригласил в фильм А. Масюлиса, как главного фашиста всея Союза и У. Лиелдиджа? Здесь их реально недоставало». Так или иначе — Улдис Думпис отобразил максимально точно не только целеустремленность, профессионализм, личную храбрость капитана фон Цвишена, но и его хладнокровную жестокость и одержимость. А в игре прочих «членов экипажа» зритель видит не просто сборище отупевших от жестокости кровожадных нацистских дикарей; но людей, связанных присягой жестокому режиму, «похоронивших» себя по приказу, еще в начале войны, и оставшихся на долгие месяцы под водой со своими страхами, мечтами, надеждами и комплексами.
Один минус — это одна и та же залихватская песенка про «мою дорогую», исполняемую не только одним Шубиным; но чуть ли не всем плавоставом Балтийского флота.
Одним словом — 10 из 10.