Братья Дарденн — одни из лидеров современного независимого кино. Правда, широкой публике они малоизвестны даже в отличие от многих своих коллег. Видимо, дело в том, что они предпочитают правду провокации, достоверность — остросюжетности, независимость — коммерческому успеху. И известны они в основном в Западной Европе. Более того, в христианской Европе.
Тут всплывает еще одна фишка Дарденнов — их традиционализм. По крайней мере, в «Дитя» и особенно в «Сыне» они проповедуют традиционные семейные ценности с поправкой на политкорректность современности. Впрочем, в «Сыне» они еще и демонстрируют умение обращаться с символами и строить головоломки. Сюжет приобретает ясность лишь к финалу. Актерская игра становится понятной тоже лишь ближе к финалу. Наконец, и режиссура становится понятной также к финалу. Сосредоточение камеры на главном герое требовало уверенности в Оливье Гурме и смелости от авторов фильма. При всей не новизне приема (довольно часто главный герой не отлучался от кинокамеры), в современных условиях это было вполне неординарно. Гурме не подводит. Игра его целиком построена на нюансах. Взрыв эмоций происходит только лишь в финале. Что, достаточно заинтриговал концовкой? Но не только он достоин внимания. Вернемся к деталям — название, отсылающее к Евангелию, туда же отправляет и профессия главного героя (столяр, плотник), ученики… Отсюда приз каннского экуменического жюри. Как мы способны преодолеть свое желание к возмездию, восходящее к архаике и пройти путь к раскаянию и всепрощению как истинные христиане? Может быть, об этом неторопливое, но достоверное и эмоциональное повествование бельгийских братьев. Главное, дотерпеть до того самого финала. Так что наберитесь терпения, и интеллектуальное удовольствие у вас в кармане.
9 из 10