Тема вторжения американских войск во Вьетнам освещена в кинематографе достаточно хорошо, а вот то, что было в стране до этого известно не всем. И «Тихий американец» как раз тот фильм, который помогает в этом вопросе немного просветиться.
В первой половине XX века страна была стопроцентной сырьевой колонией Франции. У вьетнамцев было протестное движение еще в 30-х годах, но довольно слабое и светило им в плане независимости примерно ничего. Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Во Вторую Мировую французов из страны вышибли японцы, посидели несколько лет и к концу войны самовыпилились в связи с поражением Германской коалиции, в которую входила и Япония. К тому моменту во Вьетнаме тусила целая орава «освободителей» в составе вернувшихся французов, англичан и китайцев (гомильдана), и все они как-то не торопились уезжать домой. Вьетнамцы немного офигели от такой всеобщей помощи и к 1946 году начали вышибать французов из страны, ибо нефиг, сто с лишним лет пили кровушку, хватит уже. В фильме дело происходит в 1952 году, это последние годы конфликта, когда французы уже начали понимать, что им ничего не светит, а американцы уже начали задумываться, как бы им побороть во Вьетнаме коммунистов (то есть самих вьетнамцев, которые пошли по пути коммунизма при поддержке Китая и СССР).
Главный персонаж фильма, от лица которого идет повествование – это британский журналист Томас Фаулер, который командирован своей газетой в Сайгон, чтобы из первых рук освещать события, происходящие в стране. Будучи человеком уже в возрасте, Фаулер сильно не напрягается, наслаждаясь азиатским колоритом в компании молодой вьетнамской девушки и трубки с опиумом, и выдавая по несколько статей в год. Однако в определенный момент райская жизнь начинает трещать по швам. Из газеты приходит уведомление о том, что надо либо начать работать, либо возвращаться в Англию. В это же время он знакомится с молодым американцем Пайлом и тот неожиданно кладет глаз на его девушку, да так конкретно, что готов добиваться её руки прямо на глазах у Фаулера. Журналисту это не понравилось, он начал наводить справки и обнаружилось, что Пайл, похоже, не просто сотрудник гуманитарной миссии.
Как это часто бывает, экранизация сделала глубокий роман Грэма Грина более поверхностным, лишив зрителя внутренних терзаний и монологов главного героя, который постепенно проходит путь от безразличного наблюдателя до активного участника событий во Вьетнаме начала пятидесятых. Вместо этого экранизация предлагает визуальное пиршество экзотической азиатской культуры и достойный актерский дуэт в составе Майкла Кейна, который заявил, что это одна из его лучших ролей и Брендана Фрейзера, который в 2002 году еще не канул в пучину забвения (годом ранее вышел второй фильм франшизы «Мумия», весьма успешный). Кейн действительно в этой картине очень неплох, хотя довольно странно, что он считает образ сушеной воблы короной своего актерского таланта.
В целом, мне было интересно на протяжении всего фильма, но при этом показалось, что создатели пытались гнаться за двумя зайцами и в итоге не поймали ни одного. Те, кому хотелось восточной экзотики и мелодрамы получили явно меньше, чем могли бы при желании дать авторы. А те, кто ждал серьезной драмы с политическим подтекстом тоже ничего особенного не дождались, потому что в картине все как-то на уровне «я просто проходил мимо и вдруг такое увидел!». По итогу трату времени на просмотр оправдывает лишь редкий и занимательный антураж. Чего, в общем, и следовало ожидать от режиссера Филлипа Нойса, ранее ставшего известным благодаря напряженным но банальным экшенам, таким как «Игры патриотов», «Прямая и явная угроза» и «Слепая ярость».