Американский другСайгон, 1952-й год. Опытный британский журналист Томас Фаулер неплохо устроился в экзотичном восточном краю, найдя своё счастье в объятиях юной красавицы Фуонг. Приезд молодого американца Пайла несколько развеивает однообразие будней закисшего журналиста, уже порядком уставшего от местных политических стычек и интриг. Но когда однажды Пайл признается, что страстно любит Фуонг, их наметившаяся, было, дружба тут же превращается в скрытое противостояние. Не желая подчиняться судьбе, Фаулер решает лучше узнать Пайла и вскоре понимает, что его соперник совсем не тот, за кого себя выдаёт, и, главное, намного опаснее, чем хочет казаться…
После установления контроля над Афганистаном и войны в Ираке, вторая экранизация (первая была в 1958-м) романа признанного английского писателя Грэма Грина «Тихий американец», снова стала актуальной: американцы продолжают грубо вмешиваться в дела других стран и искать для них «третий путь». Ассоциативный ряд может продолжить в своём сознании каждый, знающий не только о позорном для Америки исходе долголетней авантюры в Юго-Восточной Азии, но и о множестве других милитаристских акций США в разных частях света.
К слову сказать, эту впечатляющую хронологическую работу проделал Майкл Мур в своём фильме «Боулинг для Колумбины», вышедшем одновременно с картиной Филлипа Нойса. А всё потому, что методы и принципы работы «тихих американцев в белых штанах» по созданию атмосферы напряжения и вооружённого противостояния в странах, оказавшихся в сфере геополитических интересов США, за последние годы мало изменились. У фильма были серьёзные проблемы с выходом в прокат, которые разрешились лишь через год — после того, как Майкл Кейн пошёл ва-банк. Он принялся нападать в прессе на шефа «Мирамакса» Харви Вайнштейна, негодуя, что картину спрятали от публики.
Хотя не исключено, что такой — скандальный — сценарий был срежиссирован самими Вайнштейном, большим мастером пиар-кампаний, решившим столь нестандартным способом — вызвав огонь на себя, обратить внимание на картину. Понятно, что Вайнштейн преследовал свои коммерческие цели, а здесь, как известно, все средства хороши, кроме убыточных. Но в то же время ни для кого не секрет, что Америка не любит, да, похоже, и не собирается каяться, особенно своевременно. Так что образ «тихого американца» — эдакого демиурга провокаций, дестабилизирующего обстановку, видимо, не устареет ещё долгое время.