Упырь как высказывание о жизни в постсоветском миреДавно считаю, что «правильные» творцы, делая культмассовый продукт с лейтмотивами в виде зомби-апокалипсисов или вампирских экшенов, на самом деле рассказывают нам совершенно о другом, о том, что их действительно волнует. Под таким «фэнтезийными соусами» делают и социальные драмы, и творческие исследования о неравенстве и последствиях социального расслоения, и зарисовки о хрупкости цивилизации и гуманизма. Недавно, движимый приступом ностальгии, пересмотрел к/ф «Упырь» 1997 года и понял, что давно не видел настолько точного высказывания о постсоветской жизни и атмосфере постсоветского мира, не говоря уж о том, что фильм достоин внимания и с художественной точки зрения.
Те, кто жил в 90-е или интересовался этими годами, знает, насколько разные у современников тех лет воспоминания о них. Разброс мнений идет от «святых ельцинских» до «бандитских беспредельных», от «неизбежных рыночных реформ» до «разворовали страну», что всегда бывает на сломе эпох и смене общественно-политических формаций. Не вдаваясь в подробности, подтверждаю: время было своеобразное, сложное и для всех разное. Одним из симптомов нового времени являлись пресловутые «братки», которые повылезали изо всех щелей и все никак не залезут обратно. Создателям фильма пришло в голову гениальное и лежащее на поверхности решение: сделать нуар-фэнтези-вампирский боевик, в котором суровый герой истребляет бандосов-кровососов)). И все это было задумано и реализовано еще до «От заката до рассвета», «Блэйда» и других фильмов, гораздо позднее переосмысливших классические вампирские хроники!
Место действия — изолированный городок на острове, в котором без труда угадывается Кронштадт, с его заброшенными и ржавеющими портами, незадействованными доками и причалами, пустыми бараками. И это первый символ 90-х — потерянный город, почти безлюдный, с парализованной промышленностью и ржавеющими активами. Город здесь почти самостоятельный герой, который негласно присутствует во многих сценах: «разборка» на фоне неработающих портовых кранов, встреча героя и его возлюбленной среди металлолома, анфилада комнат какого-то промпредприятия в качестве логова упырей — все здесь играет на создание атмосферы безысходности, заброшенности и конца цивилизованного мира.
Главный персонаж — человек без прошлого и без имени — харизматичный Алексей Серебряков, еще совсем молодой, еще симпатичный и спортивный. Он — олицетворение всех сразу героев спагетти-вестернов и самурайских фильмов, а потому взявший что-то и от Клинта Иствуда, и от Тосиро Мифунэ, и внесший свое обаяние — пребывает от лица какой-то тайной организации, занимающейся истреблением вампиров, вызван для защиты «нормальных» бандитов от бандитов-упырей. Только на момент его прибытия никаких «нормальных» уже почти нет, скоро всех уж обратит главный кровосос Упырь. Пока держится еще «блатной» босс (Игорь Шибанов), дрожащий как лист в своей квартире, который и сделал заказ на специалиста по истреблению нечисти, но уже передумал и отказался от задуманного. Все убеждают главгероя бросить опасный бизнес и вернуться с докладом об успешно выполненной работе, да только у него некий личный счет к Упырю.
Подоплека фильма в виде истребления братков-вампиров дала авторам возможность добавить занимательный action, хотя сами сцены боёвки, как и фильм в целом, сняты предельно бюджетно, зато дешево и сердито, сейчас такого в кино увидишь, только в запредельном грайндхаусе. Вообще, братки — это еще одна из страшных и знаковых вещей 90-х. Здесь они во всей «красе»: в обязательных черных кожаных куртках, ботающие на блатной фене, опасные и жестокие, мрут пачками с колами в сердцах. Все это происходит под «фирменный» гитарный саунд ранней Tequilajazzz, иногда тягучий как время, иногда жесткий как кол, забитый в сердце.
И вот тут мы подходим к самому главному: теме 90-х в «Упыре». Уж не знаю, вкладывали ли этот смысл создатели фильма или само так получилось, но главзлодей Упырь с фильме выступает в качестве некого неизбежного зла: пришел непойми откуда и непойми почему, но всерьез и надолго, а потому — надо выживать… Как при перестройке и распаде страны, как при кризисе, как при эпидемии). Вот все и выживают как могут: одни пристроились, а другие — уехали, третьи — шестерят с надеждой попасть в новую жизнь, иные — сопротивляются с разной степенью успешности. Недаром Упырь присутствует весь фильм негласно как основной мотиватор действий всех героев, как причина всех событий, но показывают его только в последние десять минут фильма и в самом неожиданном образе (не буду спойлерить). Особенно забавно смотрится поток размышлений «блатного», рассказывающего о предшествующих событиях в духе «какую страну проср. ли»: мол, жизнь пошла нынче неправильная, авторитетов и воровских традиций не уважают, прибывшего в город коронованного воровского «короля» выгнали как сявку и т. п.
Как такое получилось у крепкого ремесленника, режиссера Сергея Винокурова — ума не приложу, после «Упыря» он долго не снимал, сейчас работает на разных сериальных ТВ-проектах «про Кавказ и про Чечню, и про спецназ». Хотя не исключено, что в этом ему сильно «подсуропил» бессменный Никита aka Бесогон Михалков, который умудрился облить фильм заочно, не гладя, таким дерьмом, что перспективы развития жанра сошли на нет.
Основной минус картины: запредельная бюджетность и минимальность финансовых вложений во все, что особенно заметно на спецэффектах и постановке сцен драк.
Редко какие кинофильмы 90-х можно сейчас смотреть без раздражения и желания сразу нажать кнопку «выкл». «Упырь» можно смотреть, даже не обращая внимания на многочисленные родовые проблемы российского перестроечного кино. К слову, в 2014 году Бэдкомедиан снял ролик по «Упырю» и рекомендовал его к просмотру.
P.S. На киносервисах его нет, на Youtube выложен в свободном доступе.
P.P.S. Почему никто не делает ремейк?
22.05.2020