Пустое сердцеСкрипучая лодка с хмурым гребцом тихо несет по водам Стикса очередную душу. Никому по доброй воле не захочется в мрачный Аид, где нет дневного света, а крики грешников звучат жуткой какофонией. Угрюмую атмосферу древнегреческого царства мертвых не сложно перенести на экран, был бы подходящий город, транспортное средство и провожатый для нового гостя. Все это нашлось в глухой российской провинции, куда прибыли с необычным заданием наставник и его ученик. Не семинары они будут проводить, а на упырей охотиться, ибо в сущности это единственное, что им интересно в жизни. Скрытое зло довольно скоро дает о себе знать — сочащиеся кровью раны от укуса на учительской шее принуждают молодого человека взять в руки кол и сделать крепкий удар. Теперь охотник один в недружелюбном месте, где нет союзников, а кругом противники — тайные и явные. Он ищет цель, ведь заказ оформлен, и, согласно его собственному кодексу, должен быть исполнен во что бы то ни стало.
В легендах о Носферату всеми красками мрачной палитры описываются походы неупокоенных мертвецов за свежей кровью, но в каждом поселении, ставшим прибежищем вампиров, однажды отыскивается свой избранный, которого страшатся пасынки ночи. Образы таких охотников имеют не много общих черт. Ни стокеровский Ван Хельсинг, ни марвеловский Блэйд не вписались бы в атмосферу молчаливого провинциального города, где свили себе гнездо ненасытные кровососы. Этому проклятому краю нужен был свой «чистильщик», по-бессоновски немногословный, надежный и беспощадный. И пусть внешне Алексей Серебряков ничем не напоминает Жана Рено, но роль истребителя вампиров подошла ему безупречно. В сущности, отечественный охотник на нечисть — тот же самый «фанат» из перестроечного кино, повзрослевший, но так и не научившийся чему-то более интересному, чем его ремесло. Только теперь Серебряков демонстрирует на практике не эффективность приемов карате-до, а вступает в поединок с неведомым врагом, которому нужен загадочный прибор, опознающий упыря под человеческой личиной. Двойственная сущность мстителя подчеркивается даже характерным для тех лет сочетанием белоснежной рубашки и черной кожаной куртки. Неуловимо он превращается в окаянного стража, живущего лишь до тех пор, пока ему есть на кого охотиться.
Пленительной в своей жути Трансильвании на экране быть не могло — бюджетность постановки определила весьма аскетичное оформление фильма. Но удивительное дело: для создания обстановки жестокого города, потонувшего в нечистотах от обилия грехов своих обитателей, такой скромный подход оказался самым верным. Аллегорический киноязык Сергея Винокурова достоверно передал характерную картину нашей страны эпохи 90-х. Мрачные годы, которые принято именовать «лихими», или «тучными», воссозданы с помощью многочисленных деталей, которые дополнили контурные черты неизвестного города. Жители этого Богом забытого места схожи в проявлении своего страха, и потому никто не рад «спасителю», что все видят в нем того же самого упыря, за которым он прибыл. Кругом и повсюду царит разруха, что уж говорить, если главный «авторитет» похож на загнанного волка, в которого вот-вот вопьется охотничья пуля. Винокуров создал своих людей бессмысленными созданиями, неспособными сопротивляться удушливой атмосфере безысходности. Вторгающиеся в городскую тишину громовыми раскатами аккорды рок-группы «Tequilajazzz» становятся чуть ли не единственным доказательством, что жизнь еще не умерла в проклятых землях, а заодно и указывают на принадлежность фильма к своему времени: крутому истребителю — крутое звуковое сопровождение.
Неоднократно герои фильма будут с тревогой всматриваться в зеркало — зло проникло слишком глубоко в городское чрево, и, по сути, стало с ним одним целым. Вампиры не отражаются в стекле, что не мешает им успешно существовать в обстановке всеобщей иллюзорности. Долгий поход молчаливого охотника стал символом того тупика, в котором находилась наша страна на излете прошлого века. На примере вымышленного города Сергей Винокуров воспроизвел фрагмент российской истории в миниатюре. Страх людей перед неуязвимым врагом — зеркало людской боязни перемен, которые вторгаются в наши жизни, не спрашивая о готовности. Неумолимое время быстро оборвало моду на «братков», именно поэтому они изображены в столь любимом народом «распальцовочном» стиле. Презревшие нормы морали, они были теми самыми нелюдями, которых можно было называть хоть вампирами, хоть упырями, хоть вурдалаками, а суть оставалась прежней. Захлебнувшаяся мутными водами беззакония и всеобщего разочарования страна охотно принимала в ряды своих избранников людей, способных «решать вопросы». Упрятав кульминацию фильма в концовку, Винокуров предоставил возможность для выбора, был ли охотник всего лишь калькой на криминальных кумиров прошлых лет или заслуживает быть олицетворением эпохи. Скромная известность «Упыря» не сказалась на классификации его как качественного боевика с уклоном в мистику. Тихому городу — тихий герой. Он мелькнет подобно тени, но всегда будет рядом, когда настанет час вонзить в чью-то грудь отточенный кол.