В конце девяностых заброшенный и разграбленный российский кинематограф только нащупывал новые ветви развития. Одна из таких ветвей была зарублена в зародыше, но осталось свидетельство - уникальный фильм Упырь.
Частой практикой тогда были жанровые эксперименты: Эйрамджан смотрел в сторону сюжетного порно, Кокшёнов изобретал безмозглую комедию, Охлобыстин - комедию абсурдную, а кинокритик Добротворский и сценарист Мурзенко решились воскресить народных упырей в современной им блатной России.
В маленький приморский городок, отрезанный от материка Финским заливом, приезжает Специалист, вооружённый неким прибором. Его работа заказана местным авторитетом, напуганным стремительно расплодившимися упырями, ведущими борьбу с братками за власть. Да какие ж это люди! Это, прости Господи, отморозки! Ни закона, ни понятий. Они же оживают. Но неоднозначный финал внезапно ставит перед зрителем совсем другие вопросы.
Добротворский о фильме: Мы снимаем не совсем каноническое кино про вампиров, потому что все знают, что вампира нужно убивать колом, отрезать ему голову, оберегаться от него чесноком и ещё что-то. У нас вампир представляет собой скорее эфирное тело, мировое зло…
Только вот именно кол и остался в Упыре как основное оружие. Надёжней кола не придумали ещё. А присутствие эфирного тела ощущается здесь в каждом кадре: он здесь и мотиватор действий героев, и причина всех событий, и просто - инфернальная хтонь, парализовавшая город.
Упырь, конечно, скорее криминальный боевик, чем хоррор. Гораздо больше экранного времени здесь уделено бодрому мочилову, чем попытке напугать. Да что там - фильм совсем не страшный, но очень атмосферный, главным образом благодаря дешёвой киноплёнке, летнему Кронштадту, работе оператора Мартынова и музыке группы Tequilajazzz.
У киностудии Жёсткое время, выросшей из творческого объединения Че-Паев, к 1997 году уже было несколько низкобюджетных киноэкспериментов. Несколько дешёвых жанровых картин должны были спасти молодую киностудию от банкротства и положить начало новой волне российского кино - бескомпромиссной и трансгрессивной. Но оскорблённый до глубины желваков Никита Сергеич, вновь возглавивший тогда Союз кинематографистов, смонтировал специально для очередного съезда Союза ролик, в котором кадры из Упыря чередовались с фрагментами из уличного опроса, где детишки и пенсионеры повторяли на разный манер фразу такого кино нам не надо. Сам Бесогон резюмировал, что именно из-за таких фильмов люди перестали ходить в кинотеатры (хотя что они могли противопоставить видеосалонам?), и добавил: кроваво, жестоко и бессмысленно. В итоге фильм не получил широкого проката, а на студии Жёсткое время был снят ещё один только фильм, после чего она закрылась насовсем.