Оживший скелет из шкафаНе хочется выступать рупором целой страны, но считал и продолжаю считать, что проблематика отношения полов, где одна сторона гомосексуальна, для России не слишком актуальна. С какой-то точки зрения, это можно даже рассматривать как покровительственный взгляд из-за океана, мол «вот вы дурью маетесь, а у нас до банальности традиционные взгляды на создание пар». Картину Кевина Смита можно считать в равной степени и сатирическим высмеиванием нерадивости молодых людей, которых слишком многое объединяет, и вполне серьезной драмой, где совсем не в формате водевиля показывается крушение прежних идеалов. «В погоне за Эми» — фильм, оказавший большое влияние на судьбы Бена Аффлека и Джейсона Ли. Ныне их можно позиционировать как актеров несколько разного уровня, но начинали большой путь они сообща, с создания подростковых комиксов, где настигло их совсем не нарисованное испытание.
«Любовь нечаянно нагрянет»
Крепость дружбы не меряют в килограммах, все дело в доверии между людьми. Кто-то вообще избегает говорить слово «друг», считая, что этот статус слишком ко многому обязывает. Художники комиксов и закадычные приятели Холден и Бэнки стараются не утяжелять себе головы сложными формулировками. Эти парни просто живут и радуются жизни. Каждый уверен в каждом и так будет всегда и впредь? Как выясняется, отнюдь. Прилетевшая в их жизнь подобно яркому болиду, Алиса Джонс вносит сумятицу в устоявшуюся жизненную колею двух друзей. Общность интересов и схожая профессия могла породить великолепный «тройственный союз», такая группа амбициозных авторов навела бы шороху в комикс-индустрии, но вмешалась стрела Амура. Холден понял, что Алиса ему не просто друг, но для любви оказалась внушительная полоса преград.
Преграда первая — предрассудки.
Итак, заводная «зажигалочка» Алиса — лесбиянка, причем, условно говоря, «отъявленная». Темпераментная девчонка не только не стыдится своего статуса, но и с гордостью всегда готова поведать о фактах своей «боевой» биографии. Забавно, что сперва Бэнки находит общий язык с Алисой. Ну а что же Холден? Нелепая бородка и богемная профессия несколько сбивают с толку, но перед нами совсем непростой человек. Очевидно, что он тяжело сходится с людьми, это с Бэнки они дружны со школьной скамьи, с другими сложнее. Чем же так привлекла его отвязная лесбиянка? Может, своим неукротимым жизненным задором, умением во всем и всегда видеть позитив. Вспомним товарища Новосельцева: «земной шар вертят именно оптимисты». Поймав ритмичную волну Алисы, Холден иначе посмотрел на все вокруг. Он понял, что и Бэнки не так уж прост и что забавный чернокожий гей смотрит на мир куда более широкими глазами. Ведь чего проще: пылкое признание в любви порушило прежний мир Алисы, бери ее сейчас и навсегда! Мисс Джонс — не самая красивая женщина Нью-Джерси, а ее манеры далеко не всем способны прийтись по душе, но она-то бесконечно далека от предрассудков, в отличие от пылко любящего ее парня.
Преграда вторая — друг детства.
Весьма далек от изучения ЛГБТ-темы и как должен выглядеть стереотипный гей — мне неведомо, но, надеюсь, что не как Бэнки Эдвардс. Приятной наружности, с прекрасным чувством юмора, готовый голову положить за друга — куда уж лучше? Сложно сказать, чего больше хочет Бэнки — творческой самореализации или личного счастья. Его неуемную заботу о душевном спокойствии Холдена и впрямь можно толковать по-разному. В дружбе, как и в любви — у всех все индивидуально. Но зачем Бэнки развел эту бурную деятельность с копанием прошлого Алисы? Как ни крути, а эта инициатива смахивает на банальную ревность и ни на что другое. Фильм Смита славен своими бесконечными диалогами. Словесные баталии двух друзей так и не дают окончательного ответа об истинной природе их отношений. Каждый зритель вправе интерпретировать эту дружбу по-своему, а я считаю, что друг детства имеет право дорожить многолетними отношениями. Со стороны ведь все кажется проще: сегодня любит — завтра разлюбит, а друг будет всегда! Джейсон Ли великолепно попал в характер своего героя. Он почти не допускает шараханий из стороны в сторону. Не стоит забывать и о совместном бизнесе, ведь «кушать хочется всегда». Без памяти влюбленный Холден склонен видеть в близком товарище завистника, но начинать следовало бы с себя.
Преграда третья — хаос в голове.
Все никак не удается увидеть Бена Аффлека в очередной роли и всплеснуть руками: «ну вот — точно! Так и должно быть!» Великолепному актеру, по моему скромному мнению, всегда самую малость чего-то не хватает. Так поначалу и с «В погоне за Эми». Разъедающие душу Холдена вскрывшиеся факты биографии возлюбленной уводят в сторону от главного — этот парень противоречит сам себе. Алиса нигде и ни в чем его не обманула. Безрассудная девица враз повзрослела и открыла свое сердце чему-то по-настоящему большому. Холден же выдал невероятное объяснение в чувствах — этот фильм оправдывается хотя бы этой лишь сценой. Но потом перед нами предстает совсем иной человек. Придирки и обиды художника — абсолютная нелепость и элементарное неуважение к той, кому он буквально вчера исступленно клялся в любви. Тема гомосексуализма медленно, но верно откатывается на второй план, когда человек пасует перед поросшими мхом воспоминаниями. Думаю немало нашлось сопереживающих Холдену, но чему же здесь уделять внимание? Это, господа, не любовь. Ведь Алиса давно не девочка, у нее вполне может быть
прошлое, она не сидела в монастырской келье в ожидании суженого. Заурядный эгоизм и откровенно мерзкий выход для разрешения ситуации, который сочинил Холден, наносят финальный удар по личности этого человека. Наконец-то Бену Аффлеку стоит поаплодировать. Его герой вызвал гамму эмоций и в них мало положительного — разве не на то ли был расчет?
Так вышло, что для меня это первый фильм Кевина Смита. Первый, но совершенно точно не последний. Режиссерский почерк наличествует в каждой детали, будь то тонко разыгранные подколки двух друзей либо остроумно подобранная обстановка для той или иной сцены. Какая милая профессия — эти ребята рисуют комиксы! Но в ярких картинках оживают не карикатурные персонажи, а реальные судьбы, которые подчас сломать так просто! Не так важно, насколько комедийной можно считать «В погоне за Эми». Куда ценнее та легкость, с которой Смит, он же Молчаливый Боб создает образы. Притом сам Кевин — далеко не святоша, в его фильме, кажется, ни у кого не лежит душа к стандартному браку между мужчиной и женщиной. Но нет у забавного на вид режиссера налета пошлости, вульгарности и попирания законов жизни. Детки должны однажды нагуляться и стать взрослыми — лаконичная история об Эми, поведанная Бобом, свидетельствует именно об этом. И когда-нибудь незадачливое трио художников это обязательно поймет…
8 из 10