Нет, совсем не «Клерки» и не «Тусовщики из супермаркета», а именно «В погоне за Эми» стал тем самым фильмом, который показал, что этот добродушный толстяк по имени Кевин Смит останется с нами надолго, ибо вот оно проклюнулось — то самое, взрослое и режиссерское, то, чего в прошлых картинах режиссера, при всех их достоинствах, не найдешь. Исключительно забавный, но всё-таки междусобойчик превратился в эпизодическое веселье, а человеческие чувства очевидно выросли из стадии подростковых, нисколько не потеряв в своей сложности и запутанности, да еще и приобретя — благодаря активному участию в картине темы гомо- и гетеросексуальности. И разве ж стало хуже? Отнюдь, ведь теперь и перед собственной матерью не стыдно, и всем вокруг показал, мол, вот как умею, да и себе не изменил, ведь разве подписывался снимать только молодежные комедии с шутками и шуточками разной степени сальности?
«В погоне за Эми» стал первым из множественных перевоплощений Смита в качестве режиссера, в каждое из которых он уходил с головой, умудряясь оставаться при этом самим собой. Тут дело даже не столько в разговорах про фистинг или мистическом «снучи бучи» из уст Джейсона Мьюза. Героями Смита остались все те же люди, «В погоне за Эми» — это кино про ваших друзей, знакомых и вон того парня через дорогу. В то же время, они не статичны в своем существовании, они меняются, как и всё вокруг. И вот, эти самые знакомые, с которыми вы еще вчера беззаботно хихикали над шуткой про члены, меняются на глазах и становятся более серьезными и задумчивыми, а друзья говорят серьезные и глубокие вещи о любви, которые вы никогда не планировали от них услышать. Происходит взросление — пока еще не такое, как во вторых «Клерках», не бесповоротное, но уже такое, чтобы о нем можно было смело говорить. Чувства становятся все более серьезными, и начинают занимать гораздо больше места в жизни, и влиять на нее сильнее, чем ранее; в то же время, их глубины уже достаточно для того, чтобы оставить шрамы на всю жизнь. Это не плохо и не хорошо — просто это есть, всё становится реальнее, всё меняется, успевай только замечать.
По большому счёту, в разрезе ранней карьеры Кевина Смита, вопрос о том, понравился ли зрителю «В погоне за Эми» можно было ставить единственно возможным ребром: «А прошел ли зритель такой же путь, как режиссер и все его герои, не остался ли на месте?». Спустя почти двадцать лет после выхода картины ответ совершенно очевиден — ее поняли, ее приняли, ее полюбили — а это значит, что ответ утвердительный. В свете этого, «В погоне за Эми» — это гораздо больше, чем просто интересный фильм о любви и том, какая она бывает, с оригинальным сюжетом, юморком и прочими рюшками. Это зеркало того, как, по большому счёту, целое поколение людей прошло стадию эмоционального взросления, при этом, по самой своей сути, сумев сохранить в себе все самое важное, сумев остаться теми, кем они были раньше — настоящими, искренними ребятами, без намека на претенциозность и фальшь.