Кого это может испугатьЧтобы быть объективным, постараюсь не сравнивать данную экранизацию «Оно» с книгой Кинга, а также с недавней новейшей экранизацией 2017г. Так вот, объективно посмотрев, сей фильм, могу сказать одно слово — «Посредственно», крайне посредственно.
И главная его проблема, это очень быстрое и сумбурное повествование. В фильме очень быстро сменяются кадры, ни на одном из них при этом не фокусируются и создаётся такое ощущение, что какой-то трейлер смотришь, а не фильм. Особенно страдает первая серия. Сначала нам показывают быстро убийство девочки, потом быстренько флэшбек Билла Денбро, быстренько убийство его брата, быстренько похождения Бена и хулиганов, быстренько разговорчики ребят и очень быстрая развязка со злодеем. Серьёзно, всю первую серию можно уместить в тезисы: Убийства — школа — разговоры — дом. Вторая серия уже получше получилась, сбалансированее, но общую картину это не спасает. И такое сумбурное повествование бесит, поскольку общей истории не складывается, никакого напряжения нет. Фильм идёт 3 часа, но эти часы пролетают как полчаса и это не есть хорошо.
Есть конечно пара удачных сцен: первый разговор Бена и Эдди о Билле, разговор ребят о клоуне, разговор взрослых в отеле об их прошлом. Эти сцены за счёт того, что они никуда не «летят», а герои спокойно разговаривают, они хороши. Даже что-то из Кинга чувствуется.
Вторая главная проблема фильма, что в нём нет никакого ужаса и триллера. И это главнейший прокол. Всё действо в фильме происходит в солнечную и яркую погоду, повествование вообще идёт на полувесёлых тонах. Ни одной попытки нагнать страху нет. Нет ни мигающих ламп, ни банальных скриммеров, ни внезапных оборотов. Ничего нет. Даже сцена убийства Джорджи снята под солнцем, а вместо дождя, настолько отчётливо видно, что это поливалка, что аж стыдно становится. Я может быть ошибаюсь, но фильмы ужасов вроде бы должны пугать своей атмосферой страха и неоределённости. И для этого ни надо обладать большим бюджетом.
Вспомнить слэшеры 80-ых Кошмар на улице вязов, Хэллоуин, Пятница 13-ое или даже «Сияние» 1980г. (тоже по Кингу), эти фильмы пугали прежде всего своей атмосферой страха, триллера, пугающей музыки, застывших лиц, скриммеров. И именно это действует, именно это пугает, а не монстры. Так вот в «Оно» 1990г. никакой, абсолютно никакой атмосферы страха нет, всё происходит в солнечном дне. Такое ощущение, что режиссёр решил, что их Пеннивайз настолько страшен, что его одного хватит.
Кстати о нём. С одной стороны создатели молодцы, что сделали Пеннивайза реально клоуном. То есть он выглядит как безобидный и милый клоун, я даже до того как посмотрел фильм, не верил, что этот милаш может быть безжалостным убийцей. Но стоит ему заговорить и сразу понимаешь, что перед тобой кровожадный убийца. Мне кажется это правильно, потому что к такому клоуну и потянуться дети. В сравнении с этим Пеннивайз из фильма 2017г. проигрывает, потому что по нему видно, что он убийца, к нему никто из детей не подойдёт. Но, с другой стороны, НЕТ, будем честными, как ни старался Тим Карри вытянуть Пеннивайза, но во всём виноват этот детский грим. Я не могу воспринимать этого сводного брата Рональда Макдональда, в серьёз, страшным клоуном-убийцей. Тем более, он и не делает ничего страшного в течении фильма. Я уже сказал почему убийства от его рук не пугают (нет атмосферы ужаса, от того что в фильме
«Мачете» убивают кучу народа, вы же не будите пугаться этого фильма, потому что он на шутливых щах снят, также и в «Оно»). Так он и не ведёт себя как убийца, он просто кривляется, как например в библиотеке.
Из плюсов фильма можно также отнести персонажей. В-первую очередь, взрослых. Тут вопросов нет, все получились просто как из книги. Особенно понравились Билл Денбро и Бен Хэнском, они просто красавцы. Разговоры взрослых они тоже как из книги, так что тут хорошо. Дети, с одной стороны тоже получились отличными и передающими образы своих персонажей. Но с другой тут тоже есть проблемы. Почему Ричи и Стэн выглядт значительно старше всех остальных ребят, они же выглядят как 9-классники, а главным героям по идее лет 10. Причём этот контраст так очевидно виден в их росте, что к директору кастинга есть пара вопросов. И вторая проблема это Беверли. Тут вынужден сравнить с книгой. Бев вроде бы была «нехорошей» девочкой: она пила, курила, совокуплялась, и была рыжей. А здесь? Она же просто образец воспитанницы Института Благородных девиц, вся такая идеальная. Это уже просто нарушение канона.
Но больше всего меня рассмешило, когда выяснилось, что данный фильм, в отличи от «Оно» 2017г. считают более приближённым к оригиналу Кинга. Так вот человек который это сказал, не читал роман. Потому что если это так то объясните: почему Пеннивайз пугает что детей, что взрослых не так как в книге. Где эпизод с мумией на льду? С птицей? С убийством дружка-гомосексуалиста Генри Баурса? Как ребята выясняют историю Пеннивайза? Как Майк учит историю Дерри и Пеннивайза? Деррийский ураган и наводнение? Почему Пеннивайза побеждают в первый раз, вообще не так как в книге? К тому же из-за «поспешности», многое в фильме не понятно. Нам не показали, как ребята выяснили, что Пеннивайз прячется в том доме? Откуда Бев поняла что взрослые в Дерри находятся под контролем Пеннивайза, серьёзно она просто это сказала, откуда? Про самого Пеннивайза мы так ничего и не узнаем, кто он такой, откуда он взялся, чего он хочет, что значит его фраза «Мы будем летать все внизу».
Вывод: Плохими назвать «Оно» 1990г. не могу, всё таки хорошие элементы как я сказал есть: персонажи и пара удачных сцен. Но в остальном это довольно посредственная экранизация, которую не заслуживает такой эпохальный роман Кинга. В фильме нет совершенно ужаса, кто бы что не говорил про взросление, детскую любовь и другие подтексты в книге, но мы любим роман «Оно» в первую очередь за то что это прекрасный триллер-ужастик. А экранизация самого главного и не сделала. А без этого остаётся только рычащий Пеннивай, который я не понимаю, кого может, в серьёз, испугать? Кого-то напугала сцена в душе или голова собаки? Поэтому меня удивляет, что у этого фильма такой высокий рейтинг на Кинопоиске и кто-то пишет, что даже сегодня этот фильм пугает. Да и к книге Кинга, этот фильм имеет такое отношение как и последняя экранизация.
4 из 10
Р.S. Благо достойную экранизацию «Оно» мы всё таки получили.