«Мастер Ужаса рассказывает обо всем, чего вы когда-либо боялись»Как гласит история, некогда Стивен Кинг проживал вместе со своей семьей в городке Боулдер, штат Колорадо, в дали от шумных автомагистралей и небоскребов с сотнями голосистых соседей. Однажды вечером забирая поломанный автомобиль из ремонта, писатель проходил мимо небольшого моста и решил сделать необязательную остановку, чтобы как следует насладиться красотой живописный окрестностей. Наблюдая за тем, как мерно течет вода, Королю ужасов вспомнились старинные скандинавские легенды, описывающие грозных троллей, заманивающих людей в свои бесконечные подземелья, раскинутые под непроходимыми, девственно чистыми лесами и непостижимыми скалистыми горами. Стоя на мосту, Кинг не заметил течения времени, набрасывая в своем неугомонном воображение будущую историю, из которой могло выйти что-то стоящее. И как раз этот знаковый момент, кажущийся вечностью, стал отправной точкой создания одного из самых известных романов писателя, получивший название «Оно». Сам Кинг не смог приступить к написанию сию секунду, так как у него были свои обязательства перед издательствами, и тем не менее его воображение вновь и вновь возвращалось в Боулдер, подстегивающий автора развить интригующие мысли в один из самых интригующих мистических романов за всю историю.
Наконец уладив все дела, связывающие его по рукам и ногам бесконечными строками из контракта, Кинг все-таки вернулся к древним сказаниям, вспыхнувшим в памяти на мосту, дабы на их основе придумать необычайную историю, своего рода выпускной экзамен по части монстрологии, который он так долго откладывал. Как и любой автор хоррора, Кинг просто не имел права обойти стороной такие классические произведения, как «Дракула» Брэма Стокера и «Франкенштейн» Мэри Шелли. Во всех произведениях Короля ужасов просматриваются легкие намеки и заимствования из нетленных романов прошлого, и теперь у него представилась отличная возможность изваять собственное чудовище, достойное наивысших мест в популярной культуре. Накидывая причинно-следственные связи «Оно», прописывая характеры персонажей и локации, вдохновленные Боулдером, Кинг был обязан сделать особый упор на образе демонического клоуна Пеннивайза, олицетворявшего зло в чистом, первозданном виде. Поднимая из библиотек сотни томов сказаний, легенд и преданий, писатель вобрал в Пеннивайза все то, что пугало его самого и прочих людей на протяжении сотен лет. Из-за столь кропотливого подхода к работе «Оно» рождалось неспешно, Кингу понадобились годы для окончательного завершения истории, но долгое ожидание стоило готового результата. Роман превратился в классику жанра, обрел статус культа и был обречен на экранизацию, появившуюся на телевизионных экранах в 1990-м году.
Сюжет фильма, разделенного на пару частей для того, чтобы вместить на пленку максимальное количество идей Стивена Кинга без утраты качества, разворачивается в вымышленном провинциальном городке Дерри, штат Мэн. Разбирая документы в обширной библиотеке, ее преданный смотритель Майк Хэнлон (Тим Рейд) старается отыскать связи между таинственными происшествиями, происходящими в окрестностях в данный момент и тем, что наводило страх на жителей Дерри в далеком прошлом. Отыскав немало свидетельств исчезновения детей на протяжении самых разных временных периодов, Майкл находит общие связующие звенья, от чего становится понятно, что кто-то зловещий снова вернулся в городок и не успокоится, пока не выполнит некий дьявольский план, требующий обилия невинных жертв. Ускользая в воспоминания далекого детства, Майк начинает приоткрывать завесу над тем, что так старательно пытался забыть, однако без помощи товарищей ему никак не обойтись. Связавшись со всеми здравствующими членами бывшего Клуба неудачников, библиотекарь постепенно складывает все детали головоломки на свои места и вспоминает о Пеннивайзе (Тим Карри), кошмарном клоуне, который любит прятаться в канализации. Единожды его увидев, не забудешь никогда. Ранее от него получалось избавиться, но он опять вернулся. И теперь его необходимо уничтожить раз и навсегда, иначе спустя 27 лет в безвестности он вернется и тогда детишкам Дерри несдобровать.
Как известно по целому ряду сомнительных экранизаций Стивена Кинга, его творчество почему-то противиться достойному переносу на пленку. Практически все крупные студийные проекты, берущие за основу романы и повести Короля ужасов, оказываются провальными как в творческом, так и коммерческом плане, однако задумки Кинга несмотря ни на что обладают притягательным магнетизмом, противиться которому невозможно. И тем не менее работа над переносом «Оно» на пленку обошла амбиции полноценного кинотеатрального проката, что вовсе не означает снижения качества постановки. Когда за работу принимаются знающие люди, риски снижения качества становятся менее острыми. Продюсеры, договорившиеся с Кингом относительно прав на «Оно» не побоялись выделить на экранизацию необходимые средства, попутно пригласив в кресло режиссера Томми Ли Уоллеса, далеко не самого посредственного постановщика, ранее отметившегося третьим «Хэллоуином» и сиквелом «Ночи страха». Сам Стивен Кинг изъявил желание скорректировать творческий процесс, помогая Уоллесу понять основную идею истории, и пускай «Оно» выглядит немного комично ввиду телевизионных особенностей работы начала 90-х, представленная экранизация все равно обладает шармом и недурственным посылом, пришедшим прямиком из романа.
Разрабатывая концепцию «Оно», Стивен Кинг расставил сразу несколько критически важных акцентов. Одним из них выступил Пеннивайз, совокупный образ чудовищ и монстров из мифологии самых разных народов, а другим оказался тот самый Клуб неудачников, собравший в своем лоне отщепенцев общества. Выбор последних на ведущие роли в зловещей истории оказался вовсе не случайным. Кинг хотел показать нам, что лишь в единении люди могут достичь желаемого и совершенно неважно, кто обладает стальным бицепсом и белоснежной улыбкой. Даже откровенные неудачники, коими выступают Майк со-товарищи, способны на невероятные сюрпризы. Перед Томми Ли Уоллесом стояла задача отыскать достойных исполнителей, способных передать черты характера и настрой каждого члена Клуба неудачников, причем как в зрелом, так и юном возрасте. И хотя для телевизионной постановки особая тщательность кастинга не была приоритетом, но Уоллис справился с задачей в полной мере. Да, его фильм спустя годы смотрится не так серьезно, как ранее, однако крепкий первоисточник, жуткая атмосфера и блестящие актерские партии не дают «Оно» раствориться в жанре без остатка.
Свою роль в становлении ленты сыграли также и отменно подобранные съемочные локации. Тихий городок, явно списанный с хорошо известного Боулдера, получился в кадре не менее зловещим, нежели темный лес Трансильвании Брэма Стокера. Аккуратные домики с обустроенными задними дворами не вызывают никакого чувства безопасности. Кажется, что за каждым поворотом скрывается нечто и нельзя быть уверенным, что зло не появится, скажем, из вашей собственной кладовой посреди дня. Пеннивайзу все равно, спите вы или нет. Если он хочет вас испугать, это ему конечно же удастся. Но что может быть кошмарнее призрачного городка, живущего в постоянном напряжении, так это подземелья, где адский клоун выступает безраздельным властелином… Поэтому приготовьтесь к мистическому ужасу, который вас так просто не отпустит. Кинг и Уоллес свое дело знают.
9 из 10