Уэсли Снайпс против Брюса Пэйна.Этот боевик причислен мною к классике боевиков. Один из лучших боевиков 90-х годов. Он дал старт карьере Уэсли Снайпса как героя боевиков. У Снайпса самый харизматичный противник-злодей в исполнении Брюса Пэйна (к сожалению, это можно считать самым известным полнометражным его фильмом, в других видеофильмах он также играл злодеев, но такого успеха они не имели). Может быть он слишком демоничен в роли, может быть не похож на преступника, но похож на плохиша, который также симпатичен зрителю своей отрицательной харизмой. Здесь есть Том Сайзмор — завсегдатай фильмов Тарантино, копия Майкла Мэдсена и, в эпизоде Элизабет Херли, известная британская красотка, которую ни в одной главной роли я так и не видел.
Кевин Хукс, режиссер, в основном и до, и после этого фильма снимал сериалы. Но также снял за свою карьеру три славных боевика. Первый — это «Пассажир 57», второй — «Беглецы» с Болдуином и Фишберном (он был несколько недель в десятке кассовых фильмов в 90-е годы. Была такая передача — Мир Развлечений — «Entertainment now», она шла в переводе по нашим местным ТВ-каналам каждую неделю и обозревала новинки, вышедшие в прокат в Голливуде и озвучивала топ 10 за неделю) и третий — «Черный пес», автомобильный боевик с Патриком Суэйзи. В общем, зарекомендовал себя. Кто-то называет фильм вторичным, но нам, в 90-е годы, после российского боевика «Криминальный квартет» с полутора драками за фильм и иже с ними, этот фильм явился образцом экшена и нескучного повествования о приключениях бывшего сотрудника спецслужб.
Веселый сценарий авторства Дэна Гордона, который в 90-е годы написал сценарии ко многим боевикам и вестернам и его можно назвать специалистом по экшн-сценариям (на недолгий срок с 90-го по 2000-й годы). Шуточки главного героя не раздражают (еще). Действие фильма выходит из самолета и к нему возвращается.
Фильм недлинный и экшн не останавливается ни на минуту. Нет раздумий героя о несложившейся семейной жизни, о проблемах с зарплатой. Предыстория, в которой хулиганы убили его жену укладывается в 3 минуты экранного времени. Это и есть герой 90-х. Он идет к успеху, теряет работу, но после спасения от террористов ему сами бегут предлагать новую должность. Он может дать по морде любой крупной шишке или популярному журналисту, который вел себя неправильно и зрители будут аплодировать. И ему ничего за это не будет. Их играли Брюс Уиллис, Джеймс Белуши, их похождения часто комичны и соединение боевика и комедии в ту пору это тренд. В этом фильме таким героем является и Уэсли Снайпс, хотя его герой боевика совокупно с другими фильмами более трагичен. Снайпс демонстрирует свое рукопашное мастерство, без всяких слоу-мо и эффектов оно выглядит энергично. Потом оно вовсю расцветет в фильме «Блэйд 1». Здесь он также был постановщиком боев и в грязь лицом не ударил. Фильм попал в волну моды на боевики и экшн в 90-е годы, поэтому мы до сих пор его помним наряду с «Крепким орешком», «Беглым огнем» и «Разборками в маленьком Токио».
Экранная фишка: в самолете Уэсли Снайпс читает книгу «Искусство войны», в 2000-м году он снимется в успешном боевике Кристиана Дюге с таким же названием, а позже выйдет и вторая часть, уже менее удачная.