Зло на зле.Мир глазами главного героя Муки, сыгранного Спайком Ли — одновременно и режиссёра «Делай, как надо!», — типичный гетто-квартал Нью-Йорка, население которого представляют афроамериканцы. Этот квартал выступает плацдармом хорошей фарсовой, слегка сатирической комедии благодаря множеству колоритных персонажей, где каждый каждого знает, рассказывающей, казалось бы сначала, обыкновенную историю, повседневную жизнь, что-то в духе телевизионного ситкома. И никакого острого сюжета не ждёшь. Но Спайк Ли не был бы тем, кем является сейчас, если бы не поставил картину, прямо воздействующую на общество. С «Делай, как надо!» началась его громкая карьера, да началась довольно уверенно, с множества номинаций на престижнейшие награды и будущего признания работы во всём мире как именитыми изданиями, так и целыми академиями.
Кино «Делай, как надо!» удивляет. Особенно по прошествии лет после выхода картины в 1989 году понимаешь, что данный фильм не типичен для раскрытия расистского вопроса. Не типичен как минимум потому, что нисколько не восхваляет и даже не повышает мнение об афроамериканцах, если оно изначально не было велико. Раскалённый под знойным солнцем Бруклинский квартал Бедфорд-Стайвезант раскаляет и жестокие нравы местного населения, которое, будто бы наслушавшись магнитофона Радио Рахима с поставленной на повторение «Fight The Power» в исполнении икон хип-хопа Public Enemy, неожиданно начинает исполнять пламенный призыв в песне. Причём первым действовать начинает именно Муки, до сей поры казавшийся не злым, приятным пареньком. Хотя… он и не изменится в итоге, останется таким, каким был прежде.
Муки был важен тем, что является любимцем всего района. Все его знают, тепло к нему относятся, невзирая на присутствующие в нём откровенные человеческие колкости. Его персоной окружение удерживалось на грани взрыва — он всем старался по возможности помогать, привнести в жизнь многих ещё немного радости, смысла: на хозяина пиццерии Сэла он худо-бедно работал, блаженному Смайли подавал милостыню, Пино пытался вразумить по поводу нетерпимости и так далее. И роковой бросок мусорного бака совершил тоже он. Однако в этой ситуации, вызванной, скорее, необдуманным резким решением, вряд ли можно вменять ему значительную долю вины. Этому народу только повод дай — вот что говорит режиссёр, возлагая полную ответственность на чернокожих. Те же самые люди, которые мирно прогуливались пару часов назад, сейчас оказались готовы на бунт против системы и власти. И никто не задаётся вопросами — а в чём виноват Сэл, а что будет потом, а каково наказание? Нет, толпа ярых афроамериканцев, увидев насилие, массово начинает порождать насилие, делая обычный район эпицентром первобытного мятежа. Причём даже если отходить от вопросов этики и морали, начинать думать о случившемся, понимаешь, что нет никакого смысла. Начатая парнем в жёлтой футболке словесная перепалка из-за идиотской причины — отсутствие чернокожих людей на «Стене славы» — вырастает в уголовную бессмыслицу. Причём «Стена славы» находится в итальянской пиццерии, владельцы которой — итальянцы. В чём проблема-то? Разве есть смысл жаловаться на такую ерунду? Фрэнк Синатра и Аль Пачино не принижают же никого своим присутствием. Таким образом, Спайк Ли уже в начале фильма демонстрирует сущность любого общественного беспорядка, где правит преступность, беспощадная злоба, навеянная давними, пережитыми историей волнениями.
Несмотря на то, что старший сын Сэла, Пино, не любил чернокожих, открыто он этого не выражал. А остальные члены семьи так уж и подавно, отец к ним относился вполне себе нормально, со многими поддерживал добрые отношения. И агрессия в сторону всяких оболтусов — это реакция на их агрессию, а не возникающая на пустом месте злость. На фоне всех бизнес-семей в квартале (а это итальянцы и корейские владельцы мини-маркета) основное население вообще кажется никчемным. Причём практически всё. Кроме Муки никто ничем не занимается: все шляются по улицам, хулиганят с пожарным гидрантом, пьют, болтают, тупо сидят на месте и смотрят — то есть практически каждый не делает вообще ничего полезного ни для себя, ни для других. Что примечательно, и типичных стереотипных вещей — наркотики, перестрелки, баскетбол в конце концов — тоже не прослеживается. Этим Спайк Ли показывает достаточно аморфное сообщество, которому в принципе на всё плевать по жизни, но которому также никто не мешает жить и бездельничать. Апофеозом является здоровый парень с бумбоксом, Радио Рахим, который без конца заглядывает во все углы гетто, слушает одну-единственную «Fight The Power»… и всё. Вот так проходит весь его день, он — немного-немало бич общества, ненужный лодырь. И он ещё смеет гнать на чужеземцев, которые сделали гораздо больше его самого для этих улиц. В отличие от остальных, его действия таки являются ничем не мотивированной агрессией. А Баггин Аут, или Глюченный (тот самый паренёк в жёлтом) и вовсе открыто наводит смуту от собственной мании величия, всяко-разно наезжает на белых вместо реально полезного провождения времени по крайней мере для себя.
Фильм наполнен разного рода символизмом. Раскалённый Бруклин повышает насильственные настроения людей — эту идею Спайк Ли придумал во время просмотра телешоу «Альфред Хичкок представляет». «Fight The Power» дословно переводится как «Борись с властью». Если углубиться в политику и различные темы творчества группы Public Enemy, то понимаешь, что выбор в пользу конкретно этого коллектива крайне метафоричен. Но без лишней доли эскапизма, Public Enemy в первую очередь призывали афроамериканское население активно выражать свою жизненную позицию. И текст песни, впервые прозвучавшей именно в «Делай, как надо!», открыто не призывает к преступности, о чём можно подумать ввиду практически постоянного, порой не к месту присутствующего трека. Очень важным заключением является конечное обращение к цитатам Мартина Лютера Кинга и Малкольма X, где даже последний (на минуточку — чёрный националист) выражает мнение, что нужно решать проблемы мирным путём. На фоне показанной истории в фильме Спайка Ли данный тезис звучит монументально. Режиссёр принимает ошибки своей расы и как бы извиняется за них. Он ставит под удар собственную нацию, одновременно напоминая, что виновником бессмысленного бунта может стать любой вне зависимости от цвета кожи. Этот фильм является очень необычным, но важным гуманистическим призывом не драться, не воевать из-за расизма. Потому что это не приведёт ни к чему хорошему даже во вселенной с вымышленным сценарием.
9 из 10