Каждый имеет право раскаяться, лишь бы это было искренним«Мертвец идёт! Мертвец идёт!» — такой вот фразой охранники тюрьмы и конвоиры оглашают, что выводят человека, осуждённого на смертную казнь. В трагической истории, поставленной по автобиографической книге сестры-монахини Хелен Прежан, таким вот «мертвецом» представлен некто Мэттью Понкелет (этот персонаж выдуманный, но у него есть реальный прототип — Элмо-Патрик Сонье). Мэттью вместе со своим дружком в пьяном и наркотическом угаре убили двух молодых людей, при этом изнасиловав девушку. Все улики собраны и суд вынес свой вердикт, но Мэттью всячески пытается отодвинуть свой роковой час, и способ такого воздействия он видит в сестре-монахине Хелен Прежан, которая видит даже в таком отъявленном мерзавце душу, которую Всевышний может всё ещё принять, если тот искренне покаяться. Трудный путь от отвращения к раскаянию и показан в этой драме режиссёра Тима Роббинса, известного по роле в фильме «Побег из Шоушенка» (номер один в рейтинге Топ250 на КП).
В сюжете сделана ставка не на судебную тяжбу, некоторые из зрительской публики могут даже подумать, что в контексте сюжета заложен некий намёк на детектив, а вдруг этот неприятный во всех отношениях Мэттью вовсе не преступник, его прегрешение лишь в том, что не дурак выпить и употребляет наркотики? Нет, это совершенно не так, хотя этот Мэттью всячески старается убедить в своём небольшом грехе, что только он видел как убивали, а сам он не сделал ничего такого, хотя и не помог, но разве из-за этого отправляют на смертную казнь? При рассмотрении под любым ракурсом Мэттью — это отброс человечества и вряд ли такое существо может называться нашим соплеменником и мир только чище станет, если мы избавится от него и ему подобных. Но так не думает сестра Хелен, она следует заповедям Господним. С лёгкой руки главную героиню можно со всей уверенностью даже назвать правозащитницей и борцом за отмену смертной казни, но финал фильма «Мертвец идёт» наводит совсем на другие мысли. И какими они будут — это Вы познаете во всей полноте, если увидите картину.
За исполнение роли Хелен Прежан актриса Сьюзан Сарандон и тогда гражданская жена режиссёра «Мертвец идёт» Тима Роббинса получила высшую награду от кинообщества: она была признана лучшей женской актрисой на церемонии вручения «Оскар». Не могу не согласиться с этим решением. Сьюзан Сарандон буквально во всём показала сердечность и доброту сестёр Божьих. Это надо видеть и чувствовать каким открытым взглядом она смотрит на Мэттью, как она внимательно слушает его и какие же правильные наставления даёт ему. Некоторые из персонажей картины всё же отрицательно восприняли, что монашка согласилась быть духовной наставницей алкоголика, наркомана, насильника и, в конце концов, убийцы. Но она с мужеством переносила обвинения в свою сторону, живя заповедью, что если тебя ударили по одной щеке, то подставь другую. И, когда смотришь «Мертвец идёт», искренне сочувствуешь этой хрупкой женщине с сильнейшей Верой внутри, которая взяла на себя особо тяжкий груз. Вряд ли кто-то после увиденного бросит камень в огород Хелен Прежан. И вряд ли кто-то скажет, что Сарандон незаслуженно взяла статуэтку.
Не стал отставать от своей коллеги по съёмочной площадке и Шон Пенн, исполнивший роль Мэттью Понкелета. Актёр тоже имел номинацию на «Оскар», но не взял приз, но в любом случае номинация — это признание его заслуг в лицедейском мастерстве. Шон Пенн создал и воплотил такой образ, что он вызывает неоднозначные и полярные эмоции. Чувство неприязни и даже отвращения к его герою царствует на протяжении практически всего хода действия и лишь однажды всё-таки ты сочувственно можешь отнестись к этому человеку. Но этого «однажды» хватает настолько, что внутри бурлит и клокочет вся гамма эмоций, ты прекрасно осознаёшь, что этот человек не заслуживает на сочувствие, но настолько оказалось разительной изменение в нём, что ты уже понимаешь, что перед тобой другой человек, который бы всё отдал, чтобы вернуть время вспять и поступить совсем иначе, но преступление было совершено и надо отвечать за свои поступки. И опять же скажу, что такое изменение в характере Мэттью было достигнуто благодаря доброте и сердечности духовной наставницы, которую блистательно сыграла Сьюзан Сарандон.
В 1994-ом году Тим Роббинс играет в легендарной ленте «Побег из Шоушенка», где основное действие разворачивается в местах не столь отдалённых. Спустя год Роббинс уже в качестве режиссёра возвращается в мрачные застенки, но это уже совсем другая история, это фильм не о человеческой силе воли и мести, это фильм о доброте и раскаяние. Финальный отрезок фильма «Мертвец идёт» вызывает целую бурю эмоций и заставляет задуматься об отношении к персонажу Шона Пенна, но первая скрипка здесь у Сьюзан Сарандон, которая показала, что доброта всё ещё может спасти этот злой мир.
8 из 10