Обыкновенная историяВ середине XVII века Блез Паскаль сформулировал далеко не самую выдающуюся из своих идей, но от этого не теряющую актуальности и сегодня. Великий ученый, помимо математики и физики занимавшийся философией, конечно, не мог обойти вопрос о существовании Бога. Его умозаключение позднее назвали «пари Паскаля», согласно которому поклоняться Богу рациональнее и выгоднее, нежели не верить в него: если Бога нет, ты теряешь немного, а если есть — приобретаешь бесконечно большую выгоду в виде спасения души. Математически выверенное утверждение с точки зрения морали не выдерживает критики, однако не в этом ценность этого «пари». Бесчиленное количество примеров говорит о том, что человек склонен руководствоваться именно такой логикой. Даже самые проженные убийцы перед лицом сурового наказания обращаются к Богу. Не найдя лазеек в законе, они пытаются их найти хотя бы в священных писаниях. Но не стоит питать иллюзий — редко загнанные в угол по-настоящему раскаиваются, они действуют как раз по рецепту знаменитого француза. Приговоренные к смертной казни, они прагматично ретушируют своё резюме уже для другого суда — того суда, где аппеляционные жалобы не предусмотрены.
Фильм «Мертвец идет», снятый по книге католической монахини Хелен Прежан, описавшей реальную историю того, как приговоренный к смерти убийца выбрал её в качестве духовной наставницы, ожидаемо взывает к состраданию и, пусть не мгновенному, но вполне возможному прощению даже таких отвратительных персонажей, как главный герой Мэтью Понселет. Зритель, однако, волен сам решать, насколько искренним может быть раскаяние преступника накануне введения смертельной инъекции. Хотите — верьте слезам убийцы или не верьте, если не хотите, но эта экранизация поднимает вопросы даже более глубокие, нежели лежащие на поверхности вечные споры о балансе между милосердием о возмездием. Смерть — это не легкое погружение в сладкий сон. Даже если таковой она была для самого умершего, его кончина, словно ядовитый газ, отравляет всё вокруг для оставшихся временно по другую сторону черты. Смерть героям фильма дается не в форме моментального события, как можно думать об этом по привычке — напротив, она представляет собой процесс. Смерть, на самом деле тоже живет — и побеждает. Вынесенный в заглавие фильма возглас одного из сотрудников тюрьмы, который вел Понселета на казнь, можно отнести не только и, как ни парадоксально, не столько к осужденному, сколько ко многим из тех, кто еще официально не получил последнюю дату своей биографии. Идет, конечно, не мертвец — идут мертвецы. Семья одного из убитых подростков распалась, другие родители стали озлобленными и подавленными, а прощальное свидание родственников с самим Понселетом больше походит на чудовищную игру, в которой побеждает тот, кто громче остальных смеётся, когда ему отрубают часть тела. Вот так и похоронили: кто-то себя, а кто-то семью — в могилу человек редко сходит один.
Обыкновенная, в общем, история, и попытки людей хоть как-то, хоть мысленно воскресить умерших ("человек жив, пока жива память о нем») всё те же, только весьма суровый вывод оставляет мало оптимизма: жизнь после смерти эфемерна, смерть после жизни реальна. Соединив воедино разобщенные и достаточно простые, чуть ли не примитивные, аксиомы, разбросанные в фильме, вырисовывается идея не слишком воодушевляющая, но по-философски полезная: вопросы смерти важнее вопросов жизни. Можно радоваться каждому дню и радовать кого-то каждый день, пытаться наполнить смыслом каждое своё движение. Мир вокруг станет лучше, но внутренний мир останется пустым, если не видеть, что занавес на вашей сцене закрывается ровно этим же движением. Неполноценна та жизнь, которая не была наполнена мыслями о смерти, потому человечество и изобрело немало способов возвращаться к этой теме вновь. Великий дар успеть подготовиться к своему уходу мало кому даётся и редко кем принимается, а еще реже — понимается. Оттого особенно трагичны последние минуты картины, где кадры с двумя растерзанными трупами на земле перемежаются с кадрами казни Понселета. Жертвам судьба отказала в праве достойно принять свой конец, но даровало его их убийце.
7 из 10