Фильм, который рассорил друзейПредупреждение: в данном отзыве содержатся незначительные спойлеры к сюжету.
Я посмотрела этот фильм дважды в попытке изменить первое впечатление. Во второй раз осталось еще более гнетущее ощущение и желание поскорее принять душ.
Этот фильм мне захотелось посмотреть после «Власть Пса», последний произвел сильное впечатление темой одиночества, плюс много хвалебных отзывов как от друзей, так и известных критиков об этой работе Джейн Кэмпион.
Стоит сказать сразу, в отличии от Власти Пса, сценарий к Пианино Кэмпион писала сама. Фильм снят в конце 90х годов, когда тема страдающей женской доли в грубом мужском мире была у всех на устах: Шоколад, Алая буква, Щепка, Горькая луна (жанры разные, посыл в целом один).
Так и здесь нам дается героиня, молодая вдова с ребенком. Отец решает выдать ее замуж за богатого мужчину, которого Героиня никогда не видела, отправив ее из Глазго прямо к аборигенам в Новою Зеландию. По цветовой палитре Новая Зеландия здесь ничем не отличается от туманного альбиона, что в целом сразу наводит на мысль, что «как страдали там, так будем страдать и здесь». У Героини есть особенность – она не говорит с 6 лет, но зато играет на пианино. Пианино едет вместе с ней на другой конец света и оказывается роялем (ошибка перевода, зато красиво). Собственно это пианино Героине важнее, чем собственный ребенок, который ей не особенно интересен. Наверное это одна из деталей, которой меня и возмутил фильм. Я ожидала увидеть драму о сильной темпераментной женщине, а получила инфантильного незрелого как личность персонажа в теле взрослой Героини, ей на всех плевать кроме себя (хотя и на себя тоже) и как персонаж она вырастает только ближе к концу (и то лично для меня является спорным такой рост персонажа).
Минусы.
В фильме много романтизированного абьюза, причем не только по отношению к ней (потому что все женщины в мужском мире должны страдать, иначе никак), но и сама Героиня вполне умеет абьюзить, пусть и на более тонком уровне, без насилия как такового, как и своего мужа, так и любовника. В целом ни одни герой не вызывает здесь симпатии, кроме разве что персонажа Анны Пакуин, которая растет в нездоровой обстановке и на которую собственной матери настолько все равно, что она позволяет девочке гулять самой по себе, пока играет на Пианино в хижине, или запросто оставить одну на белом свете, утопившись.
Цветовая палитра: краски в фильме носят гнетущую атмосферу, они приглушенные и темные, как и сами герои. Это фильм без явных акцентов, как например, в Парфюмере, видимо чтобы вывести на первый план отношение между персонажами.
Самолюбование страданиями. Сперва Героиню выдают замуж за мужчину, который «недостаточно тонок душой», чтобы понять, как важно ей пианино, и о боже мой еще и хочет от нее внимания как от жены, вы подумайте! Затем появляется шантажист, который предлагает Героине раздеваться за игру на пианино, а после и лечь с ним в постель обнаженной. Вокруг все местные жители – необразованные, не понимают всей ценности инструменты и музыки. Мы видим фильм через призму Героини, потому нам показывают, что у нее нет выбора, кроме как подчиниться этой ситуации. У нее нет голоса в буквальном смысле, поэтому она будет молча гордо (?) страдать. Или же ей нравится это страдание?
Стоит задумать, какой посыл несет в себе этот фильм. Безусловно символические кадры с попыткой утопления в конце показывают, что она выбирает новую жизнь. Со стороны символизма все прекрасно, но как это вписывается в мотивацию персонажа? Чем обусловлен такой поступок, кроме как для получения красивой чувственной картинки? И таких вопросом при повторном просмотре еще больше.
Сцены секса вызывают вопросы – зачем? Конечно не нужно показывать эротически вылизанную картинку, но от фильма ждешь чего-то большего на уровне нагнетания эмоций, накала страстей, может быть тут сделан намеренный примитивизм?
Любовь? Если только извращенная любовь к себе. Не веришь в чувства между Героиней и Шантажистом, не веришь в любовь мужа (что понятно), не веришь в любовь к ребенку (тут ее нет).
Плюсы. Фильм для меня спасла музыка. Все проигрыши на фортепиано – это импровизации композитора Майкла Наймана, причем они скорее относятся к современной музыке, чем к эпохе жизни героев.
Есть безусловные красивые кадры – рука на голой спине в рассеянном свете; волны, окутывающие ножки рояля; игра на клавишах под закрытой крышкой на пляже. Все эти визуальные находки будут доработаны и раскрыты куда глубже в «Власти Пса».
Мои итог: это фильм не о сильной женщине, как в Алой букве или Шоколад, а о инфантильной женщине, к тому же плохой матери, и о романтизации нездоровых отношениях. Счастливый ли здесь конец – большой вопрос.