Мама! Ну не надо…Каждый уважающий себя герой боевиков должен хотя бы раз сыграть роль откровенно комедийного толка. Одним из первых на подобный эксперимент согласился сам Арнольд Шварценеггер, уже успевший уничтожить целую армию бандитов в «Коммандо» и с шумом пронесшийся по городу в образе Терминатора. Доказав всем, что его стальная харизма не имеет аналогов, Шварценеггер ввязался в авантюру под названием «Детсадовский полицейский» и не прогадал. Легкая, ненавязчивая картина пришлась по душе публике самых разных возрастов, а сам актер получил возможность и в дальнейшем разрабатывать благодатную тематику, которая оказалась ему очень даже к лицу. Со временем променял пистолеты и гранаты на обезоруживающую улыбку и Дольф Лундгрен, подменивший Шварценеггера в менее успешном, но все равно забавном и интригующем сиквеле «Детсадовского полицейского», а Жан-Клод Ван Дамм, с годами не разучившийся садиться на эффектный шпагат, стал главным героем продолжительного телевизионного проекта, озаглавленного «Жан-Клодом Ван Джонсоном», в коем юмора в разы больше, чем экшена. Ну и, конечно же, стоять в стороне от комедии не собирался и Сильвестр Сталлоне, разбивший не один десяток подбородков в «Рокки» и на своем собственном примере показавший, что бывших ветеранов вьетнамской воны не существует. По достоинству оценив удачный опыт коллеги Шварценеггера по части увеселения семейной аудитории, Сталлоне подписал контракт на съемки комедии с ярко говорящим названием «Стой! Или моя мама будет стрелять», которая, однако, получила далеко не самый теплый прием у публики, превратившись в классику жанра лишь спустя много лет после премьеры.
Итак, сюжет фильма разворачивается в солнечном Лос-Анджелесе, где в одном из полицейских участков несет службу доблестный сержант Джо Бомовски (Сталлоне). Жесткий профессионал, решающий проблемы выстрелом пули и ударом кулака, привык всегда и во всем полагаться на себя и уверенных напарников, знающих толк в своем деле. Но в последующие несколько недель даже такому грозному стражу порядка, как Джо Бомовски, придется непросто, ведь в город прибывает его пожилая мама Тутти (Эстель Гетти), уж слишком сильно соскучившаяся по любимому сыну. Испытывая по отношению к великовозрастному Джо излишне сильные материнские чувства, Тутти старается внести в его жизнь упорядоченность, чистоту и душевность, однако благими намерениями старушки выстраивается дорога к огромным неприятностям. Мало того, что родная обитель Джо превращается в блестящий от чистоты замок, чего заядлый холостяк никак не может принять, так Тутти ко всему прочему становится свидетелем кошмарного преступления и делает все возможное, чтобы стать полноправным напарником сына. А так как от хрупкой пожилой мамы избавиться не так просто, как может показаться, Джо приходится принять правила игры и выступить с самым близким в жизни человеком единым боевым фронтом. и можете не сомневаться, что будет жарко!
Когда Сильвестр Сталлоне согласился разыграть форменную комедию в «Стой! Или моя мама будет стрелять», он постарался наперед угадать все риски, тем самым выбрав проект, который должен был ставить режиссер с именем, отметившийся целым рядом удачных постановок. За историю Джо Бомовски и его мамы отвечал непосредственно Роджер Споттисвуд, ранее снявший обаятельную комедию «Тернер и Хуч», а также бойкий экшен «Эйр Америка». Споттисвуд не понаслышке знал, что такое хорошее чувство юмора, сдобренное экшеном высшей пробы, от чего Сталлоне не приходилось переживать за качество готового фильма, как и его прием у публики. Однако давние поклонники творчества актера не увидели в «Стой! Или моя мама будет стрелять» ни единой причины для того, чтобы пойти в кино, от чего фильм Споттисвуда превратился в объект критических нападок, отмеченный несколькими анти-премиями, разочаровавшими абсолютно всех, кто был причастен к созданию этого детективного приключения. Представленную историю ругали за откровенно переигрывающего Сталлоне, примитивные шутки и предсказуемость сюжета. И тем не менее чего у фильма не отнять, так это обескураживающего обаяния, теплоты и душевности, которые были свойственны картинам эпохи 80-х и практически сошли на нет в кинематографе 90-х.
С большинством нападок, отпущенных в сторону «Стой! Или моя мама будет стрелять» сложно не согласиться. На фоне таких картин, как «Смертельное оружие» и «Последний бойскаут», отмеченных не только отменным чувством юмора, но и сложным, многогранным повествованием, работа Роджера Споттисвуда выглядит несколько блекло и невыразительно. Но чего здесь точно не отнять, так как стремления и желания во что бы то ни стало вызвать у публики честную улыбку. Да, непоседливая Тутти ведет себя откровенно карикатурно, а ее сын Джо выглядит посмешищем, однако из десятка шуток и комических зарисовок, разбросанных по тому или иному временному промежутку, можно без особых проблем отыскать пару-тройку таких, что врезаются в память и при воспоминании о них улыбка как-то сама взгромождается на лицо. Все-таки несмотря на частично хромающий сценарий, «Стой! Или моя мама будет стрелять» обладает таким несомненным достоинством, как режиссура Роджера Споттисвуда, который умеет и знает, как работать с актерами самых разных жанровых ответвлений, пытающихся вырваться за рамки устоявшегося амплуа.
Конечно, игра Сильвестра Сталлоне в ленте Споттисвуда не отличается особой глубиной, так как актер сам толком не представлял, что ему предстояло сыграть, и тем не менее за ним очень даже забавно наблюдать. Еще совсем недавно Сталлоне с автоматом наперевес гонял по джунглям Вьетнама во втором «Рэмбо», как ему приходится иметь дело с чрезмерно активной пожилой дамой, а также решать любовные дела с очаровательной коллегой Гвен Харпер в исполнении ДжоБет Уильямс. Видно, что Сталлоне старается, хоть его попытки вызывают скорее ироничный смех, нежели уважительный. В сценах с экшеном средней пробы звезда боевиков находится на своем законном месте и никто не вправе оспорить его талант. Но вот когда пальба и погони стихают, наружу выползают все недочеты в драматическом искусстве Сталлоне, которые невозможно отретушировать никакими художественными методами. И опять же, не за глубокую драматическую игру и умения перевоплощаться в несвойственных себе персонажей мы любим Сильвестра Сталлоне. Да, он выглядит слишком ненатурально, гротескно, абсурдно, но вместе с тем его обаяние и харизма никуда не исчезли. Он все тот же баловень судьбы, некогда покоривший нас вместе с оригинальным «Рокки» и продолжающим сражать наши мечты с проектами самого разного наполнения и характера.
В итоге хочу сказать, что «Стой! Или моя мама будет стрелять» являет собой далеко не идеальный, но веселый и позитивный фильм, который имеет отменное свойство развлекать без какого-либо осадка. Сильвестр Сталлоне считает данный свой опыт катастрофическим, однако эта работа далеко не так плоха, как о ней привычно думать. А потому я со всей уверенностью встаю на ее абсолютную защиту и желаю лишь самого приятного просмотра!
10 из 10